+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Наша слепота — забвение мира духовного

Татьяна Теточко
Дата публикации: 16.05.2018

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 13.05.18

Как происходит в человеке воскрешение благодатных сил, заложенных Богом? Недавно в Евангелии мы читали о расслабленном, которому Бог даровал твердость членов и способность полноценно ходить. Затем — про самарянку, которая искала воду для жизни, а Бог открыл ей тайну живой воды, которая совершенно удовлетворяет жажду человеческой души. Сегодня Священное писание рассказывает о человеке, который родился слепым. Видевшие его сочувствовали: кто согрешил, что он родился слепым, он сам, или его родители? «Не согрешил ни он, ни родители его, — отвечает Христос, — Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Что такое слепота? Те, кто никогда не терял возможность видеть, или не имел незрячих родственников, даже не задумывался о том, насколько это тягостно. Даже просто плохое зрение — это уже искажение окружающего пространства, додумывание, получение информации через осязание. Слепорожденный никогда не видел мира, людей — трудно сказать, нуждался ли он в этом? Но его незрячесть порождала массу трудностей в быту, в том, чтобы элементарно обслуживать себя. В мире того времени по любому вопросу приходилось перемещаться в пространстве — к примеру, за водой надо было идти на колодец. Слепой человек считался нищим, который нуждается в постоянной поддержке.

Господь не исцелял человека, если тот не был внутренне готов к восприятию веры. Для этого слепого Он смешал брение из грязи, нанес на невидящие глаза и отправил человека умыться на Силоамский источник (название переводится как «посланный»). И когда тот умылся, то обрел зрение.

Как пишут толкователи Евангелия, многие из нас — слепорожденные. С помраченным и искаженным оком, неспособные видеть мир духовный глазами ума и сердца. Даже если человек воспитан в вере, он ведь призван эту веру воспринять сам, своими глазами и своим суждением. Лучше ведь один раз увидеть, чем сто раз услышать. Когда делятся самые близкие, даже родители — это все равно их опыт. И совсем иначе воспринимается то, что пережил сам.

Можно верить неоспоримым фактам — например, что летом прорастут колосья. Но нашу жизнь это никак не меняет, если мы не работаем на земле и не видим сами всход зерна. Когда мы живем в вере, каждый день в нас воспитываются добродетели — терпение, смирение, сострадание. Совершенное терпение, на чем оно основано? Ради чего (или Кого) терпеть? Ради Христа, ради вечной жизни — это уже основание. Совершенная любовь — она пребывает в Боге, сказано в апостольских посланиях, это способность принести себя в жертву.

Вера, по слову апостола Павла, это обличение невидимого мира. О котором мы ничего не можем узнать без Божьего откровения, без следования заповедям. Открывая наши грехи, Бог дарует нам способность к зрению…

Слепец, обретя возможность видеть, тут же сталкивается с противостоянием. Фарисеи и книжники негодуют, что исцеление совершено в субботу, и он вступает в ними в спор. И вот, уже отлученный от синагоги, несчастный встречает Христа, Который спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?». «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?». Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». И этот слепой, получивший от Него прозрение, ответил: «Верую!» и поклонился.

Наша слепота — неведение и забвение мира духовного. Привычка видеть и судить мир на основании суетного ума приводит к тому, что мы утыкаемся в материальную сторону. Господь же сказал: «Я не от мира сего». И еще: «Если свет в вас — тьма, то какова же тьма?».

Все связано грехом. Вроде любовь — а посмотришь глубже, это страсть и похоть. Вроде добро — а это тщеславие и корыстолюбие. Все становится подменой, если нет Бога. И в этом заключается суть высказывания «Я — свет миру». Тот, кто руководится этим Светом, стремится к тому, чтобы и от него свет исходил, чтобы он своим настроением не омрачал людей — «Так да просветится свет ваш перед людьми» (Мф. 5:16). Даже если внутри мы раздражаемся, а снаружи лицемерно это скрываем, это все равно направляет сердце. А тех, кому удастся очистить сердце, Христос назвал блаженными — «яко они Бога узрят».  Потому и святые отцы говорят: «Лучше видеть свои грехи, чем ангелов».

Воспринять нашу веру — значит воспринять большую ценность. Сокровище нашей веры — источник силы и богатства. Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель земной жизни — «стяжание» Духа Святого. Стяжатель, желающий обогатиться, не делает ничего, что лишает его прибыли и всячески стремится приумножить накопленное. Так и христианин, это благоразумный купец. Он прилагает труд, а источник прибытка — в молитве, чтении Евангелия, таинствах, посте. Часто приходит суета, как вор. Ныряешь в нее — и душа теряет воздух, благодать и силу, свет меркнет. Уже погрузившись в грех, человек оборачивается и видит: «А ведь был я не таким! В Великий Пост совсем иначе вел себя».

Не будем же слепнуть, и пусть Господь дарует нам зрение духовное. Аминь.

Подготовила Татьяна Теточко

Фото Надежды Тютиковой


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
438
все новости
В начало страницыВ начало страницы