+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
На деньги можно покупать удовольствия, но они не помогут пройти испытания смертью
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 5.11.
Два разных по состоянию путешественника: один выступает в дорогу с запасом провизии, зная, что впереди будет место для ночлега, и в конце пути он сможет отдохнуть и восстановить силы. И совершенно другая подготовка будет у путника, который знает, что вряд ли будут комфортные стоянки, а в конце его ждет испытание, которого он никогда не проходил и пройти сможет только за счет тех ресурсов, которые удастся накопить. Знания, терпение, силы — чтобы выдержать подвиг и дойти до конца.
Первый странник — человек, который не верит в загробную жизнь. Жизненный путь для него (особенно по молодости) должен быть легким и приятным, а препятствия, которые случаются, он предпочитает не преодолевать, а обходить. Он мало думает о том, что все закончится смертью.
Верующий путник выходит, зная, что впереди ждет испытание смертью. Которое до него прошли многие люди, и многие явили собой пример духа. Путник полагается не на свои силы, ведь эту гору не преодолеть человеческим умом и ресурсами, но на связь с Творцом. Христианин верит, что Бог поможет преодолеть это испытание, к которому он еще даже не приблизился. Хотя Писание говорит: «Не знает человек ни дня, ни часа». «Помни час смертный и вовеки не согрешишь» — говорят Святые Отцы. Тот, кто оказался рядом со смертью — например, пережил тяжелую болезнь, свою или близкого человека — иначе смотрит на жизнь, начинает ценить то, что отнимает смерть.
Если со смертью все заканчивается, то у меня есть лишь сегодняшний день, который я должен потратить с удовольствием. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1. Кор. 15:32), говорит об этом апостол Павел. Этот взгляд показан в сегодняшней евангельской притче: о богаче и Лазаре. Богач (не упоминается даже его имя), каждый день развлекался, утучнял себя, облекался в царские одежды. А у ворот его лежал в лохмотьях некий Лазарь. Этот человек был покрыт гниющими язвами, которые облизывали псы. Он был бы рад даже объедкам со стола богача, если бы ему их предложили.
Потом оба они умирают. Два пути: страдания и нищеты, изобилия и роскоши — заканчиваются смертью. Лазарь возлежит среди праведников на лоне Авраамовом, богач мучается в геенне. Видя Лазаря, он просит того прийти и омочить ему язык, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания. Но Лазарь не может этого сделать, между праведными и грешными лежит непреодолимая пропасть. Тогда богач просит Авраама о возможности явиться своим братьям, которые еще живы и живут также роскошно и беспутно, чтобы предупредить их о том, какой конец их ждет. «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их, — отвечает Авраам, — если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Два крайних состояния людского бытия — несоразмерное богатство и полная нищета. Насколько же губителен материальный достаток и так ли спасительна для души бедность? Кто сказал, что нищий — обязательно праведник? Дело в том, что лишь добровольная нищета приводит к возможности стать праведником. Мы видим множество нищих, которые ропщут на свою долю. Конечно, это тяжелое испытание. Но если человек находит в себе силы благодарить Бога за него, то и вынужденная нищета дает хороший плод для души.
И не богатство греховно, а то, что в силу богатства человек становится не способен совершать добрые дела. Как бы связан этими парчовыми путами. Но легко рассуждать, а представьте что вы вдруг получили наследство. Сто миллионов. Долларов. Сразу мысли зароились… Н. В. Гоголь в повести «Портрет» описывает такой случай. Молодой художник получил много денег, столько, что на эту сумму три года мог спокойно заниматься творчеством, развиваться в своей профессии и не думать о хлебе насущном. Но у него проснулись желания. Все, чего он давно хотел в глубине души: стильная одежда, прическа, развлечения. И человека понесло. Типовая ситуация: пока у нас нет этого испытания, мы неискушенные.
«Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» — это завуалированно говорится о Господе Иисусе Христе. Ведь и Лазаря воскресшего хотели убить фарисеи. Хотя они видели, Кто его воскресил. Но поскольку жили сегодняшним днем, то боялись, что Христос отнимет у них власть и деньги.
А что отнимает Бог у нас? Евангельские ситуации важно переносить на себя. Испытание мы воспринимаем как врага. Часто в трудностях нет понимания того, что это спасительно, что Господь, возможно, освобождает меня от обузы. Мало кто добровольно откажется от богатства. Царь Давид говорил: «Богатство течет — не прилагайте сердца» (Пс. 61:11). Есть в нашей Церкви такие примеры?
Есть: благоверные князья. Они избирали путь служения богатством, порой уходили в монастыри. Это не утопия. В слове «богатство» корень — «Бог». Он делает ложным любой суррогат. Ведь что приобретаешь на деньги? Не просто еду, образование — приобретаешь удовольствие, а им насытиться невозможно. Как в той дикой притче о чревоугоднике: он пресытился до того, что перестал ощущать вкус еды. И увидев нищего, который просил подать на пропитание, сказал ему: «Ты такой счастливый — хочешь и можешь есть!». Христос же говорил самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек » (Ин. 4:14). Это нужно не только тогда, когда ты молод, красив, силен, но и когда будет плохо. Ведь иной раз жизнь может тянуться десятилетиями и ничуть при этом не радовать.
Мы путники, жизнь временна и конец ее — смерть. И верующий воспринимает время не как краткую минуту, которую можно безотчетно потратить на удовольствие, а как ценный ресурс, данный на служение, общение с близкими людьми, развитие. Растворяясь в удовольствиях, человек делается слабым, от испытаний бежит, от плачущих отворачивается, закрывается очередным подарком. Будем помнить, что каждого ждет смерть. Ее надо не бояться, к ней нужно готовиться. Мы каждый вечер говорим Богу: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» — это уже наша подготовка. Аминь.
Подготовила Татьяна Колодяжная
все новости