+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Мытарь и фарисей: чьим путем пойти?

Дата публикации: 05.02.2017

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова

Немного времени осталось до Великого поста, периода, когда каждый христианин особенным образом выстраивает свои отношения с Богом. Святые отцы недаром называли пост весной души. Во грехе душа замерзает: человек, вместо того, чтобы легко реагировать на добро – медлит, а когда нужно осознать грех и остановиться — по инерции движется дальше. Молитва становится черства и холодна. Состояние Великого поста «утепляет» душу: расцветают те качества, которые вложил в нас Господь.

проповедьСегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение, которое должным образом готовит к посту ум и сердце. Притча о мытаре и фарисее. Два человека в храме: фарисей исполняет закон настолько тщательно, что даже помнит все свои заслуги. Он не просит о милосердии — он на него претендует. Но что хуже всего – он надмевается перед другим человеком.

Другой человек, мытарь – мы недавно говорили о нем. Со своего народа собирали они подати для римлян-угнетателей, подчас злоупотребляя своей властью. И вот, мытарь стоял поодаль, не решаясь войти в храм, и повторял: «Боже, милостив буди мне, грешному!». И Евангелие говорит, что он пошел из храма оправданным более фарисея.

Эта притча о покаянии. Человек приходит в храм, и не просто рассматривает стены, слушает пение – он действительно кается. Почему это так нужно Богу, да и нам самим? Бог, обладая колоссальной силой всепрощения, будучи Источником истинной радости и любви, может нас помиловать —  простить и даровать эту благодатную полноту счастья. Молитва налаживает связь с Господом, разорванную грехом. Но принять милость от Бога может только смиренный. «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» — говорит апостол Иаков.

Господь слышит и молитву гордого, но ведь гордому Бог не нужен… Тщеславный человек полагается на свои заслуги, на свои таланты и ресурсы. «Я сделал и то, и это» — хорошо, но Чьей силой ты это сделал? Если бы Бог не дал возможности, ты бы не смог ничего совершить, и бахвалиться глупо. В глазах людей человек может заслужить одобрение – а Бог смотрит дальше. За людскими похвалами Он видит — с каким сердцем дело было сделано? Внешне фарисей может и праведен, и хорошо, что он тянется к исполнению закона, а не к неге или разврату. Но Господь обличал их за лицемерие, за добрые с виду дела, творимые напоказ. Вспомним слова преподобного Ефрема Сирина: если в одну колесницу запрячь грех и смиренномудрие, а в другую праведность и высокоумие, то первая колесница придет быстрее.

9dufsjtb-h8Значит ли это, что лучше грешить и каяться, чем идти путем закона? «Фарисей исполнял и впал в тщеславие. А вот мытарь в итоге даже больше оправдан. Не лучше ли жить по силам – немощен человек, да и все вокруг так живут. Буду скорбеть о своих грехах и оплакивать их, вот и смирение придет». Но Господь учит нас не этому – Он хочет, чтобы мы жили свято и не теряли смирения. Добро, выставленное напоказ, сделанное ради «бонусов» – обесценивается. Тогда как смиренномудрие — соль добродетелей.

Это непонятно современному миру. В сферах деятельности, где важен результат – в бизнесе, в спорте, такая схема действительно работает: ты ведешь себя сообразно принятым нормам, получаешь уважение и выгоды. В духовной сфере чтят того, кто долго молится, строго постится, много читает Евангелие – и здесь работа на результат становится ловушкой.

Искушения тщеславием приходят постоянно. Диавол не оставляет в покое ни одного делателя: «Смотри, какие замечательные результаты! Как у тебя хорошо получается!». А по Евангелию я – раб неключимый, который делает то, что должен. Будем помнить об этом, когда нас хвалят — не тебя прославляют, человек – а Бога, Который дал силы и возможности на дела. Церковь, в которой мы обретаем в себе способность к деланию, к молитве.

Во время поста мы несем много трудов — коленопреклоненная молитва, длительное воздержание от скоромной пищи. Не нужно вменять это в заслугу – мы должны это исполнять, чтобы душа стала гибкой, способной отражать Божий свет, какой и задумал ее Господь. Покаяние всегда привлекает благодать – а нам всегда есть, в чем каяться. Наши поступки не соответствуют требованиям Божьим, делаются нечистыми руками, неискренним сердцем. Всегда есть, о чем плакать — прошлые ли грехи, настоящие ли, грехи наших ближних… Пусть в нашем уме укрепляются эти евангельские образы, помогая во время поста восходить от силы в силу, чтобы душа наша стала местом, где почивает Господь.

Подготовила Татьяна Колодяжная.

Фото Надежды Тютиковой.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
3 0
1 014
все новости
В начало страницыВ начало страницы