731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Литургия Преждеосвященных Даров

Ирина Высоковская
Дата публикации: 16.03.2016

Литургией Преждеосвященных Даров называется такое богослужение, во время которого предлагаются верующим для благоговейного поклонения и причащения Святые Дары, освященные прежде, на полной Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице.

Литургия Преждеосвященных Даров Совершение полной Литургии, в состав которой входит освящение Даров, в христианской древности сопровождалось общей трапезой, называемой «вечерею любви», и было для христиан торжественным празднеством. Древние христиане Литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхою, потому что присутствовали при этой Литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Такое празднество Церковь признала не соответствующим дням покаяния и строгого поста Святой Четыредесятницы и потому постановила правилом (49-м Лаодикийского Собора) не совершать полной Литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие дни Великого поста, — но с другой стороны, имея в виду обыкновение древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением, хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении небесною пищею, постановила предлагать им в дни Великого поста Дары преждеовященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало Литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени святого Григория Двоеслова, епископа Римского (умер в 6о4 году), который собрал и изложил письменно чин Литургии Преждеосвященных Даров, отчего она и стала известна с его именем. Шестой Вселенский Собор окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни Четыредесятницы.

Совершалась она обычно вечером, и ее чин есть не что иное, как видоизмененная вечерня. Выражаясь точнее, — это Причащение после вечерни.

Богослужение начинается с Великой Вечерни, но первый возглас священника тот же, что и на Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»..; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собою весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует вечерний псалом (Пс.103) «Благослови, душе моя, Господа…», Великая Ектения и 18-я Кафизма Псалтири. Эта Кафизма состоит из псалмов 119—133, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского Храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень…»(Пс. 121:1) —«Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; сотворивший небо и землю»(Пс.133:1-3).

Преждеосвященная Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед Литургией. Надо отметить, что все это делается молча, без каких-либо молитв священника. Устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной Литургией.

После малого Входа и пения «Свете Тихий» читаются две указанные на этот день паремии, т.е. чтения из Ветхого Завета, взятые из книги Бытия и Притч.
Между этими чтениями (паремиями) совершается обряд, напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был главным образом посвящен приготовлению оглашенных к крещению. Во время чтения первой паремии из книги Бытия священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча — символ Христа, Света мира. То, что свечу ставят на Евангелие во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе, который просветил своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания».Ветхий завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

После чтения паремий поются стихи из вечернего псалма (140): «Да исправится молитва моя» и «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», «Положи, Господи, хранение устом моим», «Не уклони сердце мое». После каждого из этих стихов хор поет: «Да исправится».

Хор СТСЛ и МДАиС

По словам святого Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера не только потому, что в нем упоминается о жертве вечерней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов. Поэтому во дни поста и покаяния для усугубления молитв этот псалом положено петь дважды, с коленопреклонением. Эти стихи псалма начали петь на Литургии Преждеосвященных Даров при Патриархе Константинопольском Сергии (612г.)

После ектений об оглашенных открываются Царские врата и вместо Херувимской песни хор поет:

Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се, бо вхо́дит Цapь сла́вы: се Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится. Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы жизни ве́чныя бу́дем. Аллилуиа.

Хор СТСЛ и МДАиС

Во время этой песни Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, причем все молящиеся преклоняются до земли, воздавая тем должное поклонение Телу и Крови Христовым. При этом перенесении Святых Даров поминовение не возглашается, так как оно сделано было на той Литургии, где освящались Святые Дары.

Всё чинопоследование этой Литургии тихое, умиротворяющее, покаянное.

В конце Литургии Преждеосвященных Даров верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн. Не принято лишь причащение младенцев за этой службой.

Литургия Преждеосвященных Даров на сайте Правмир.ru
Преждеосвященная. Рассказ из книги «Серебряная метель» Василий Акимович Никифоров-Волгин

Источники:
Гермоген Шиманский.Литургика.
Протопресвитер Александр Шмеман. Великий пост.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
408
все новости
В начало страницыВ начало страницы