+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Крещение Господне: Современные и святоотеческие толкования. Иконография праздника

Дата публикации: 27.01.2018

Богоявление – второй великий двунадесятый праздник рождественского цикла. У него два названия и много загадок. Почему Дух Святой явился «в виде голубине» и что значит «отверзлось небо»? Почему Господь в сцене Крещения до VI века изображался отроком?

Таинственная Теофания

Крещение катакомбы

Римские катакомбы. III в. Христос изображен отроком, на Его главе — рука Иоанна Предтечи.

Изображения Крещения Господня – одни из самых древних в истории христианского искусства. Посвящены они таинственной Теофании (Богоявлению) [1] и потому полны загадок и неоднозначно толкуемых символов. В то же время иконографическая схема Крещения на протяжении почти девятнадцати веков остается простой и неизменной, появляются лишь новые персонажи и детали. Ядро композиции и на заре христианства (в стенописи катакомб), и в XXI веке одно и то же. Это Иисус Христос в водах Иордана, Иоанн Предтеча, возлагающий на Его главу десницу, и Дух Святой, сходящий в виде голубя.

Сам праздник Богоявления, наряду с Пасхой и Пятидесятницей, – самый ранний в истории Церкви, его отмечали уже во II-III вв. Правда, под Богоявлением в то время понимали череду «событий, связанных с Боговоплощением, включая рождение Иисуса от Девы и Его Крещение в водах Иордана» [2]. В IV-VI вв. формируется учение Церкви о Святой Троице и Господе Иисусе Христе, Его двух природах. Большое значение придается теперь самому воплощению, вочеловечению Бога. Поэтому уже в IV в. происходит разделение Рождества Христова и Крещения (собственно Богоявления).

Крещение ампула Монцы

Ампула из Монцы, VI-VII вв. В сцене Крещения (слева) появляется новый персонаж — ангел. Сверху нисходит Святой Дух.

Почему у праздника два названия? Во время Крещения Господня происходит явление Бога людям. По словам св. Иеронима Стридонского (342-ок. 420), «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно». Сам Иоанн Предтеча говорит: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31). Крещение являет Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами. Как человек Он приходит креститься, а как Бог делает крещение спасительным для всего рода человеческого, «освящая Собою водное естество и с ним весь мир» [3]. «Как при сотворении мира Бог касается, очищает и животворит водное естество, так в крещении Своем Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их, и освятить» [4].

Во время Крещения на Иордане впервые в истории человечества были явлены три Лица Святой Троицы, «открылось людям истинное Богопочитание» [5]. Господь Иисус Христос Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, а голос Бога Отца («глас с небес») говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф з, 13-17). Именно так описывают событие евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). В Евангелии от Иоанна не говорится о гласе с небес, но передаются слова Иоанна Крестителя о Боге Отце: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и прибывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 33–34).

Крещение в ранних памятниках христианского искусства

Крещение катакомбы Калласта

Катакомбы св. Каллиста, Рим. III в. Слева в виде сидящего человека изображен Иордан, изливающий воду.

О Богоявлении свидетельствуют и все изображения Крещения, начиная с самых ранних. Мы найдем его в стенописи римских катакомб II-III вв., еще до разделения Богоявления на два самостоятельных праздника. Вероятно, этим объясняется одна странность – небольшой рост Спасителя. Иоанн Креститель представлен зрелым мужем, а Иисус Христос – совсем юным отроком. Можно предположить, что, глядя на одно изображение, христиане тех времен вспоминали сразу два евангельских события – Рождество и Крещение [6].

Реликварий. Санкта Санкторум.

Крышка реликвария из капеллы Санкта Санкторум. Палестина, VI-VII в. Музеи Ватикана, Рим.

На других ранних памятниках (рельефы мраморных саркофагов IV -V вв., резной оклад Евангелия из Миланского кафедрального собора V в., т.н. ампулы из Монцы VI-VII вв. [7] и др.) можно увидеть то же различие в масштабе фигур Иоанна Крестителя и Христа. Рождество и Крещение уже отмечались как отдельные праздники, но эта иконографическая особенность сохранялась. Так символически могло изображаться пророчество Иоанна Предтечи о том, что пришло время Спасителя, а его проповедь на земле завершается: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30) [8]. Рука Предтечи на главе Христа – деталь, заимствованная из Таинства Крещения, хотя в Евангелии не сказано, что Иоанн возлагал руку на главу Господа.

На крышке реликвария из капеллы Санкта-Санкторум VI в. [9] Спаситель изображен уже человеком средних лет, хоть и небольшого роста. Над Ним Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы с небес. Благословляющая десница означает «жест речи» – это распространенный в христианском искусстве символ Бога Отца. Здесь она изображает Отчий глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3, 17)

Саркофаг Sta_Maria_Antiqua

Рельеф саркофага из церкви Санта Мария Антиква. Рим, III в. Справа изображено Крещение.

По сторонам от Спасителя появляются новые фигуры. Слева, за Иоанном Предтечей, стоят его ученики – апостолы Андрей и Иоанн, которые после Крещения Господа последовали за Ним (Ин 1, 35-40). Справа, на противоположном от Предтечи берегу, два ангела, о присутствии которых при Крещении не сообщает ни одно из Евангелий. Но с VI-VII вв. ангелы с ризами Господними на руках, ожидающие Его выхода из Иордана и поклоняющиеся Ему, – обязательный элемент композиции Крещения. Их обычно двое или трое, а в более поздних изображениях – четверо. Покрытые руки ангелов указывают на особое божественное происхождение Того, Кого они должны принять после Крещения.

Баптистерий ариан

Баптистерий ариан в Равенне. Мозаика купола. Конец V — начало VI в.

Одним из персонажей может быть загадочный седовласый старец, изливающий воду из кувшина. Это персонификация священной реки Иордан. Старец либо сидит на берегу, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия в Равенне, либо находится в самой реке вместе с персонификацией моря в виде уплывающей женщины. Оба изображения основаны на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения псалма со сценой Крещения тем, что он указывает на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1-2) и святоотеческой литературе понимается как пророческое указание на Крещение [10]. Переход израильского народа через Красное море и – спустя сорок лет – через Иордан, перед вступлением в Землю обетованную, понимаются и как прообразы Крещения.

 Панселин 13 в.Афон

Мануил Панселин. Роспись церкви Успения в Карее. Конец XIII в. Афон, Греция

Образ Христа

Пелена Строгановская

Пелена «Крещение Господне». Строгановские мастерские. XVII в.

Иисуса Христа в иорданских водах мы видим чаще всего обнаженным. И это не отголосок эллинистической традиции: Господь изображается нагим, «как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос – новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти людской род от власти греха и смерти. Только в произведениях XV века Спасителя начинают изображать в препоясании» [11].

Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в соответствии со стихом Евангелия от Луки: «И Иисус, крестившись, молился» (Лк. 3, 21). В дальнейшем Он может изображаться в легком развороте и движении, как будто делает шаг. Это связано текстом Евангелия от Матфея, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Так показано Крещение на иконе-«таблетке» из Сергиево-Посадского музея-ризницы XV в., некоторых псковских иконах XVI в., пелене Строгановских мастерских XVII в. Практически на всех иконах Господь с благословляющей десницей.

Новые персонификации и символы

Наряду с лаконичной иконографией в византийском и древнерусском искусстве была распространена более подробная. Так, на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, 1199 г.) на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься. Один снимает рубаху, другой уже плывет по воде. Фигура Спасителя здесь не обнажена, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи свиток – символ его проповеди о Христе. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как символ спасения и как знак освящения мировых вод [12].

 Спас на Нередице

Роспись церкви Спаса на Нередице. Новгород, XII в.

В Национальном музее Сербии в Белграде находится икона XIV века с еще большим количеством персонажей. При Крещении Господа на двух берегах Иордана собралось множество иудеев. Выделяются старцы с младенцами на руках, женщины с детьми. Несколько юношей ныряют с высокого берега в иорданские воды. Вверху изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах гор и изливающие воду из сосудов. Это, по мнению некоторых исследователей, персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан [13], хотя, есть и другие предположения [14]. У ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка и словах его проповеди: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3,10). Слева вверху изображена встреча Крестителя с Господом.

Необычная деталь – ангелы в сегменте неба, отверзающие небеса.
Встречается она также в росписи церкви Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция, 1360-е гг.) и церкви Пантократора в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, 1350). Объяснение этому образу находим в Евангелии от Луки: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился; отверзлось небо…» (Лк. 3, 21). Так при откровении Святой Троицы Бог явил «Свою благодать спасительную всем человеком» [15].

Почему Дух Святой явился «в виде голубине»

Epiphany. Сербия.14 в.

Богоявление. Икона XIV в. Национальный музей Сербии, Белград.

С древнейших времен, как мы видели, над стоящим в воде Спасителем изображался Святой Дух «в виде голубине». Почему Он явился в образе голубя? По толкованию свт. Василия Великого, Святой Дух в Крещении осеняет воды подобно тому, как было при сотворении мира, когда Дух Божий витал над водой (Быт. 1,2). «Он сообщал воде способность зарождать жизнь, отеплял ее подобно тому, как наседка своим теплом изводит к жизни цыплят» [16]. В таинстве Крещения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь [17].

Святитель Иоанн Златоуст дает свое толкование. Христос, принимая крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду, а «правдою называется исполнение всех заповедей… Так как исполнять правду должны были все люди, но никто от них не исполнил», род наш, подпавший такой вине, «объяла смерть». Христос, «пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг… Мне, Владыке имеющему, – говорит Он, – надлежит уплатить за неимеющих. Такова причина Его Крещения. Поэтому Дух нисшел в виде голубя. Где примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь, знак человеколюбия Божия и прекращения бедствия. И теперь в виде голубя, а не в телесном виде (это особенно нужно заметить) нисходит Дух, возвещая вселенной милость Божию» [18].

 Перивлепты. Мистра,

Крещение. Фрагмент росписи церкви Богоматери Перивлепты. Мистра, Греция. XIV в.

_____________________________________________

1. Теофания, Феофания – от др.-греч. Θεοφάνια – «Богоявление».
2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х т.– 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. –Т. 2. – С. 419.
3. Григорий (Круг), инок. Крещение Господне, Богоявление // Мысли об иконе. – СПб: Директ-Медиа, 2002.
4. Николай (Погребняк), епископ. «Троицы явление во Иордане бысть…» Заметки о иконографии и географии Богоявления // Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2.
5. Битбунов, Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – Изд. 3-е. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – С. 75.
6. Нефедова, Н. Крещение Господне – иконы, фрески, мозаики. [Электронный ресурс]. Адрес: //www.pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ikony-freski-mozaiki/#ixzz2qrkGj2VB
7. Ампулы (VI-VII вв.) – небольшие сосуды из глины или металла для хранения св. воды, масла и мира; предназначались для паломников на Святой земле.
8. Нефедова, Н. Указ. соч.
9. Расписная крышка реликвария VI-VII в. из капеллы Санкта Санкторум (музеи Ватикана) – одна из первых сохранившихся темперных икон. Происходит из Сирии или Палестины,
10. Липатова С.Н. Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве [Электронный ресурс]. Адрес: (//www.pravoslavie.ru/jurnal/415.htm).
11. Там же.
12. Там же.
13. Нефедова, Н. Указ. соч.
14. Николай (Погребняк), епископ. Указ. соч.
15. Там же.
16. Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев. – М.: Изд-во моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001. – С. 92.
17. Григорий (Круг), инок. Указ. соч.
18. Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. [Электронный ресурс]. Адрес: //simvol-veri.ru/xp/ioann-zlatoust.-beseda-o-kreshenii-gospoda-i-o-bogoyavlenii.html


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
6 116
все новости
В начало страницыВ начало страницы