+7 (351) 778-65-73

+7 922-739-99-93

регистратура



г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

В нашей вере, иконах, молитве, службах — та красота, которую Святые Отцы отстояли в гонениях

Татьяна Теточко
Дата публикации: 28.02.2018

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 25.02.18. торжество Православия.

«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная». Такими словами из чина торжества Православия мы исповедуем и почитаем веру и Христа. Мы — христиане, это главное Имя, ради которого мы и собраны. После Его страдания и Воскресения первое время люди жили единой верой, причащались из единой Чаши. Но постепенно вера, объединявшая людей, становилась инструментом для проповеди, формирования и укрепления богослужебного корпуса. 

Вера распространялась и нуждалась в том, чтобы ее язык был понятен, но не превращен в проповедь культуры. Чтобы было сохранено то правильное славление, понимание, почитание Христа. И в первую неделю Великого Поста мы чтим утверждение веры, отмечая Торжество Православия.

Этот чин, который мы сейчас слушали — древний, был установлен вследствие 7 Вселенских соборов, на которых Отцы и учителя Церкви утвердили положения православного христианства.

Вселенские соборы ставили своей задачей не просто сформулировать богословскую цель, но защитить границы веры в борьбе с ересями и лжеучениями. Чтобы образ Христа не оказался ложным, искаженным. Во время двух первых Соборов был сформулирован Символ Веры, в котором утвердились все спасительные для каждого верующего человека истины.

Последний, седьмой собор, утвердил догмат об иконопочитании. Ересь иконоборчества внешне маскировалась под благочестие — якобы нельзя изображать Бога в красках. В Римской империи были иконопочитатели подвергались гонениям, были мучимы, гонимы, убиваемы. В первой волне ереси иконобочества пострадал преподобный Иоанн Дамаскин. Во второй волне — преподобный Феодор Студит, преподобный Феодор Начертанный. Последнему иконоборцы на лице сделали раскаленными иглами оскорбительные надписи… Седьмой Вселенский собор утвердил изображения Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых. Дозволением иконопочитания Отцы защищали не доски, но Божественный образ . Ведь Христос явился на Землю в человеческом облике, следовательно, может быть изображаем.

Святитель Григорий Палама говорит, что икона есть не просто отображение Бога и небожителей. Мы поклоняемся не образу, но Первообразу. Благодатной силе, которая есть в Боге. Познаем Его через Его дела, Его энергию, приобщаемся Его благодати.

Сегодня день праздничный, Торжество православия. Бог есть любовь, центр нашей жизни. А любовь — средоточие Его качеств, совокупность совершенств. Без нее бесполезны все добродетели. Стяжать же ее мы можем, внимательно всматриваясь в Евангелие.

Вспоминается такая притча. В одной деревне на обрыве стоял большой каменный идол. Ежедневно все местные жители видели его, но никто не помнил, откуда он появился. Знали только, что однажды божество воплотится и придет на эту землю в облике человека. Однажды в деревне родился мальчик, который полюбил ходить к обрыву и смотреть на статую. Его поражал облик божества, его сила. Он созерцал ее каждый день. И постепенно проникся настолько, что этот образ запечатлелся в нем самом. Однажды деревенские жители увидели, что этот юноша и ест живое отражение каменного бога.

В этом и заключается Православие. Христос в нас становится сильным, побеждающим наши собственные страсти. 

Не просто так много говорят о силе молитвы — диалога с Богом. Молитва учит нас дисциплинированности, возвышает душу, указывает телу на его место. Сила Богообщения, которую мы обретаем в исповеди и причастии, в духовном делании, не может быть заменена ничем. Ведь мы приобщаемся Богу не фигурально. Силы для исправления — если их нет, то откуда они возьмутся? Можно перестать причащаться — я же недостоин и не исправляюсь, видимых улучшений не происходит.

Но тогда выходит, что мы решаем за Бога. А Он незримым образом спасает уповающего на Него. Иногда специально показывая человеку его грехи, чтобы побудить его к исправлению и не дать обольститься своим мнимым благочестием…

Сегодняшнее Евангелие приводит слова Господа, которые Он сказал Нафанаилу — «Истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Это отверстое небо и есть Православие. Ради чего пришел Христос. Необходимо признать — именно в нашей вере, иконах, молитве, службах — та красота и глубина, которая сохранилась и которую Святые Отцы отстояли в гонениях и борьбе с нападками.

Это день торжества, памяти и гордости (в хорошем смысле) за нашу веру, за то, что мы часть ее. И пусть Господь, пришедший взыскать и спасти погибшее, Своей благодатью каждого поставит на путь спасения. Чтобы мы не просто скрывали это сокровище под спудом, но делились им с другими людьми, через любовь к нашим ближним прежде всего! Аминь.

Подготовила Татьяна Колодяжная


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
160
все новости
В начало страницыВ начало страницы