+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Кого Евангелие называет рабами
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 25.03.18
«Грядый Господь на вольную страсть»… Неделя осталась до Вербного Воскресенья, до Входа Господня в Иерусалим. Это шествие Господа на страдание -начало Страстной седмицы.
Евангелие сегодняшнего дня рассказывает эпизод, когда Христос, идя с учениками, рассказывает, что Ему надлежит пострадать, быть преданным первосвященникам и книжникам, которые будут издеваться и убьют Его. И в третий день Он воскреснет. Господь говорит об этом, чтобы подготовить апостолов к тому, что они ученики не человека, но Спасителя мира.
Удивительно, как повел себя сразу после этого рассказа апостол Иоанн. Один из ближайших ко Христу учеников (их с братом Иаковом Христос называл «сыны грома»), один из тех, кто присутствовал на Фаворской горе во время Его преображения, был свидетелем множества чудес, совершенных Учителем. Иоанн и Иаков спросили, могут ли они в Царствии Небесном сесть справа и слева от Господа… Иисус Христос не выказал недоумения, но задал встречный вопрос: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?».
Об этой чаше Он молился в Гефсиманском саду, прося пронести ее — и испил ее до дна. А крещение — это крещение кровью. И апостолы ответили: «Можем». Христос понимал, что они не понимают до конца, о чем идет речь, что они еще наивны. Но в свое время так же будут испытывать скорби, будут гонимы и казнены.
И Он говорит: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано».
При этом другие ученики вознегодовали на просьбу братьев. Превозношение внесло в коллектив негодование, поясняет святитель Филарет Московский.
Тогда Господь обращается к ученикам: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». О чем Он говорит? Неужели призывает апостолов (и нас, сегодняшних христиан) к унижению, покорности, рабству? Раб бессловесно и безвольно исполняет. Часто мы так и понимаем это слово и быть рабами не хотим, считаем унизительным.
Но здесь говорится не о покорности — «Раб» в смысле «работник», прежде всего. «Работайте Господеви со страхом», говорит псалмопевец — и это великое достоинство. Наш Господь не желает уничтожать нашу волю, Он желает, чтобы мы очистили свою. Прямыми сделали свои стези — чтобы наши действия вели к спасению души, а не разрушению. Служили для развития, а не для деградации.
Заповеди предписывают трудиться. Не только созерцать небесные истины, размышлять о вере, наизусть знать Писание. Без дел, поступков, вера беспомощна, не имеет той силы, которую заложил в нее Господь. Не случайно о добром деле говорят: сделай Христа ради. Кто был крещен в сознательном возрасте или стал кому-то крестным, тот помнит, что при крещении мы отрекаемся от диавола и служения ему. Не просто решаем внутри себя, но действиями показываем. И далее сочетаемся Господу, принимаем присягу.
Любовь — хорошее чувство, но «любить» это глагол. Да и не может быть любого христианского качества — смирения, терпения — уже готового, как данность. Человек работает над душой как над скульптурой, высекая форму. И в этом делании мы переходим в мир иной.
Чем ближе мы к Богу, тем больше понимаем, насколько наш образ искажен. Но при этом с каждым вздохом, с каждой молитвой становимся ближе к Нему.
«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» — завершает Свою беседу Господь. Сегодня мы находимся в преддверии Страстной недели — не будем как младенцы желать получить от Господа какие-то блага, но будем стремиться самим послужить Ему. В этом и заключается наша задача Богоуподобления. Аминь.
Подготовила Татьяна Колодяжная
все новости