+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Календарь Великого поста 2017
Радостно пpиимем, веpнии, боговдохновенное завещание поста, якоже пpежде Hиневитяне: и паки, блyдницы и мытаpи: яже покаяния пpоповедь от Иоанна есть; воздеpжанием yготовимся к пpеселению в Сион, Владычняго священнодейства, слезами пpедочистимся в нем божественного yмовения. Помолимся видети обpазные зде Пасхи совеpшение, и истинныя явление. Уготовимся на поклонение Кpеста, и Воскpесения Хpиста Бога, вопиюще к ему: Hе посpами нас от чаяния нашего, Человеколюбче
Радостно воспримем, верные, боговдохновенное возвещение Поста. Как прежде ниневитяне, как блудницы и мытари, слышавшие Иоанна, который проповедовал покаяние, воздержанием приготовимся к Причащению, данным Самим Владыкой на Сионе. Очистимся слезами перед этим божественным омовением. Помолимся, чтобы увидеть совершение Пасхи, истинного Откровения. Приготовимся к поклонению Кресту и Воскресению Христа Бога нашего. Не посрами ( не лиши нас) надежды нашей, Человеколюбче!
Стихиpа на вечеpне Сыpного втоpника
Содержание:
Духовные координаты «великого поприща» поста.
Неделей (когда мы пишем это слово с прописной буквы) в церковно-славянском языке называется воскресный день, а то, что мы привыкли называть неделей, в церковном обиходе называется седмицей.
Все даты указаны для 2017 года по новому стилю.
Подготовительные Недели к Великому посту
Великий пост предваряется особым подготовительным периодом: на воскресных богослужениях в этот период читаются евангельские тексты, каноны и поются песнопения, посвященные определенному аспекту духовной жизни, имеющему важное значение в настройке души на покаяние, на великопостный подвиг.
29 января — Неделя о Закхее: за воскресной Литургией читается отрывок о Закхее (см.: Лк.19, 1-10). Главная мысль евангельского чтения заключается в следующем: как бы ты ни был грешен, как бы ты ни был мал, важно, чтобы было хотя бы самое малое движение твое ко Христу, и Он будет уже рад тебе, Сам подойдет к тебе, твой дом посетит, примет покаяние, дарует спасение.
5 февраля — Неделя о мытаре и фарисее. Начало Постной Триоди. За воскресной Литургией читается отрывок из Евангелия, в котором пересказывается притча, рассказанная Господом Иисусом Христом Своим ученикам (см.: Лк. 18, 10-14). В ней говорится о гордости и смирении, о том, что смиренный обретает благодать у Господа. Святые отцы Церкви учат, что без смирения тщетны все другие подвиги, как бы ни велики они были. Начало пения Постной Триоди.
Седмица, следующая за этим воскресным днем – сплошная, нет поста в среду и пятницу.
12 февраля — Неделя о блудном сыне: за Литургией читается притча, рассказанная Господом ученикам, о младшем сыне некоего владетельного человека, который забрал свою долю наследства и расточил его в далекой стране, а затем, мучимый голодом и нищетой, нашел в себе мужество вернуться в родной дом с повинной. Он надеялся стать хотя бы работником в доме отца своего, а был принят с радостью и честью, как подобает быть принятому наследнику (см.: Лк. 15, 11-32). Святые отцы Церкви учат, что с решения вернуться к Богу начинается путь человека ко спасению и вечной жизни.
Седмица, следующая за этим воскресным днем – «пестрая», т.е. среда и пятница — постные.
18 февраля – Вселенская родительская (мясопустная) суббота: поминовение всех от века усопших православных христиан.
19 февраля — Неделя мясопустная, о Страшном Суде: Церковь показывает нам будущее, как оно было открыто Самим Господом Его ученикам — о Втором Пришествии и конечном решении участи всех живущих и живших на земле. Читается евангельский отрывок о том, что Господь будет судить каждого по делам его, — сколько доброго сотворил человек для ближнего своего, как быстро смог прийти на помощь попавшему в беду, как полно постиг он и исполнил главную заповедь Божию о любви (см.: Мф. 25, 31-46).
Заговение на мясо. Следующая за этим воскресением седмица – сырная, или масленица, — молочная: и среда и пятница в ней молочные.
На сырной седмице в среду и пятницу Литургия не положена, в церкви совершаются службы с молитвой преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего..
26 февраля — последнее воскресенье перед постом – Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресение. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая (см.: Быт., гл. 3) и в последний раз говорит о том, что истинный пост совершается не напоказ, а для Бога; что нужно простить ближним те обиды, которые они причинили нам вольно или невольно, и самим испросить у всех прощения, чтобы с легкой душой, не обремененной тяжкой ношей обид, отправиться в духовное странствие Великого поста.
Вечером в воскресенье в православных храмах совершается чин прощения: после окончания вечернего богослужения духовенство и миряне испрашивают друг у друга прощения, и настоятель храма благословляет верующих на великопостный подвиг. Этот чин сохранился с глубокой древности. Первоначально возник он в монашеских обителях, во множестве появившихся в египетских и палестинских пустынях в первые века христианства. В последнее воскресенье перед Великим постом, уходя в пустыню, где каждый подвизался наедине с Богом и самим собою, монахи испрашивали друг у друга прощения — на случай, если Господь призовет их к себе до положенного срока возвращения в обитель. Обычай этот настолько трогателен и благодатен для желающих достойно пройти «великое поприще» поста, что Святая Церковь включила его в свой Устав и сделала обязательным для всех православных христиан.
Великий пост 2017
27 февраля – 5 марта — Первая седмица Великого поста — посвящается сугубому покаянию. В храме усиленно читается Псалтирь. За вечерними богослужениями читается Великий канон преподобного Андрея Критского († ок. 726), который с древних времен считается непревзойденным образцом покаянной молитвы. В среду 1 марта служится первая Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу 3 марта совершается освящение колива в память о чуде великомученика Феодора Тирона († ок. 306), который явился епископу и предостерег христиан от осквернения продуктами, тайно окропленными по приказу императора идоложертвенной кровью. Мученик повелел христианам несколько дней питаться разваренными зернами пшеницы — коливом, и с тех пор обычай освящать коливо в память об этом событии вошло в практику христианской Церкви. В субботу и воскресенье первой седмицы православные христиане приносят исповедание своих грехов и, получив отпущение, причащаются Святых Христовых Тайн.
5 марта — Неделя 1-я Великого поста: совершается Торжество Православия в память о победе над ересью иконоборчества и установления православного почитания святых икон. Почитание икон настолько тесно связано с основными догматами христианства, что Церковь посвящает установлению иконопочитания первое воскресенье Великого поста, напоминая верующим о необходимости твердо знать эти догматы, сознательно в них верить и уметь объяснить их людям неверующим.
9 марта — Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Накануне вечером совершается полиелейная служба, в день праздника — Литургия Преждеосвященных Даров.
11 марта – Суббота 2-я Великого поста. Поминовение усопших.
12 марта — Неделя 2-я Великого поста посвящается памяти святителя Григория Паламы, архиепископа греческого города Фессалоники, в XIV веке в тяжелой борьбе отстоявшего православное понимание подвижничества как средства истинного богообщения и богопознания. Для мирян это празднование памяти великого святителя не менее важно, так как пост, молитва и покаяние — это универсальный путь ко спасению и обретению Царства Небесного.
На вечерних службах по воскресениям в храме служат Пассии.
18 марта — Суббота 3-я Великого поста. Поминовение усопших.
19 марта — Неделя 3-я Великого поста- Крестопоклонная — посвящается поклонению Кресту Господню. В субботу на всенощном бдении напрестольный крест выносится из алтаря и полагается на аналое посредине храма. Крест чествуется как непобедимое оружие в борьбе с грехом и смертью, и в церковных песнопениях звучат уже первые предвестия грядущей Пасхи, а пока крест укрепляет силы верующих, достигших половины пути Святой Четыредесятницы.
21 марта -на этот день в этом году переноситься со среды 22 марта служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся — совершается Литургия Преждеосвященных даров. Накануне вечером совершается полиелейная служба.
22 марта – Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
25 марта — Суббота 4-я Великого поста. Поминовение усопших.
26 марта — Неделя 4-я Великого Поста совершается память преподобного Иоанна Лествичника († 649), написавшего книгу о борьбе с грехом и постепенном восхождении человека по ступеням лествицы добродетелей. Книга так и называется — «Лествица», она всегда была излюбленным великопостным чтением на Руси, читают ее православные и в наши дни.
30 марта – Четверток Великого Канона: накануне вечером в среду четвертой седмицы совершается вечерняя служба с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского и Жития преподобной Марии Египетской.
1 апреля – Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста. Накануне на вечерней службе совершается пение Акафиста Пресвятой Богородице.
2 апреля — Неделя 5-я Великого поста: Церковь посвящает памяти преподобной Марии Египетской, превзошедшей в подвиге покаяния многих и многих святых отцов и из бездны греха восставшей к вершинам святости.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник.
8 апреля – Лазарева суббота: Церковь вспоминает воскрешение четверо дневного Лазаря, друга Господня, совершенное Христом в Вифании близ Иерусалима в предзнаменовение Своего, а в будущем и всеобщего, воскресения.
9 апреля — Неделя 6-я Великого поста — Вход Господень в Иерусалим — двунадесятый праздник Православной Церкви. Вечером на всенощном бдении все православные с вербами в руках в храмах встречают Господа, грядущего на вольные страдания. За этой службой освящаются вербы как знак приношения Христу священной жертвы нашей любви и верности.
Этот великий праздник начинает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Господа, и истинно верующие всегда стремятся не пропустить, по возможности, ничего из удивительных по силе и глубине богослужений этих дней.
Страстная седмица
Три дня после Входа в Иерусалим Христос приходил из Вифании в Иерусалимский храм и учил.
10 апреля — Великий Понедельник — вспоминается прообразовательное по отношению к иудеям проклятие бесплодной смоковницы, и обличительные и пророческие притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях. Церковь вспоминает как образ страданий Спасителя ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, проданного из зависти братьями в Египет.
11 апреля — Великий Вторник — вспоминаются произнесенные Христом в этот день обличения фарисеев и саддукеев и притчи о благом и злом рабах, о десяти девах, о талантах и о Страшном суде, имеющие научить верующих во Христа духовной бдительности в ожидании конца мира.
12 апреля — Великая Среда — воспоминается покаяние блудницы и помазание ею Христа миром в доме Симона, приготовляющее Христа к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве за 30 сребреников.
13 апреля — Великий Четверток — совершается воспоминание о Тайной Вечери Господней в Сионской горнице, Его молитва в Гфсиманском саду и предательство Иудино. Особое значение имеет Божественная Литургия Великого Четвертка, поскольку именно на Тайной Вечери Христос перед лицом грядущих страданий заповедал Своим ученикам в воспоминание о Нем совершать Св.Евхаристию. В этот день все православные христиане стараются причаститься Тайной Вечери Господней с благодарностью Господу за всё совершенное Им для нашего спасения и в твердом намерении никогда не повторить страшного Иудина предательства. В этот день в кафедральных соборах бывает также чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем.
Вечером перед Распятием, установленным посредине храма, читаются Двенадцать Евангелий о Страстях Господних. Это стояние с зажженными свечами у Распятия таинственно претворяется Божественной благодатью в реальное сопереживание тех великих событий, которые даровали человечеству спасение. Этот «четверговый» огонь православные приносят домой и возжигают от него домашние лампады, а затем поддерживают его до самого дня Святой Троицы (а кто и до следующей Страстной седмицы!).
Богослужения следующих дней воспроизводят события Страстей Господних почти что по часам.
14 апреля — Великий Пяток — утром совершаются Царские часы — святые и спасительные Страдания Христовы. Днем из алтаря выносится Святая Плащаница Господа нашего Иисуса Христа — Снятие со Креста, а вечером совершается чин погребения Плащаницы – оплакивание Спасителя Богородицей и Его Погребение.
15 апреля — Великая Суббота, Сошествие Христово во ад: по глубочайшему своему духовному смыслу является днем покоя и приготовления к светлому торжеству Пасхи. Господь почил во Гробе, а душа наша, несмотря на все внешние хлопоты подготовки к Светлому дню, должна остаться в нерушимом покое, устранившись от всего земного и созерцая внутренним оком Гроб, из которого всего через несколько часов воссияет Жизнь Вечная.
16 апреля – Светлое Христово Воскресение. Пасха.
Вся следующая затем Светлая неделя есть непрерывное богослужебное празднование одного и того же события – Светлого Христова Воскресения
Источник: Священноисповедник Сергий, протоиерей Анатолий, протоиерей Сергий Правдолюбовы «Путеводитель по Великому Посту». М.:Отчий дом, 2011. 272с
все новости