+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Как стать цельным человеком
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 19.05.2019
Человек есть как бы некий сосуд, объединяющий все творение Божье — и животное, и духовное, и душевное. И мы знаем, что сотворив мир, Господь сказал о нем: «Весьма хорошо». В этом мире не было ничего дурного, пока человек не согрешил. Греховное деяние было результатом эгоизма и своеволия человека и положило начало разделения, дисбаланса, нарушения целостности. О стремлении к изначально заложенному Божественному порядку говорит то, что когда мы видим, например, успешного и способного человека, который может чего-то достичь, мы говорим о том, что это человек целостный, целеустремленный, который управляет собой и всеми своими силами, духовными и телесными. То есть, он не в разобранном состоянии, он знает, чего хочет в этой жизни и планомерно достигает того, что считает для себя значимым.
Понятно, что в жизни каждого есть какие-то нюансы и особенности, более того, и цели разные. Может оказаться, что цель поставлена не та, и усилия прилагались не к тому, чтобы в конце концов обрести что-то действительно значимое. Но мы говорим о целостности совершенной, а именно — о взаимоотношениях души и тела. Ведь понятно, что человек, который чает только временных утех и достижений, добившись своего, может осознать, что это не его, или по крайней мере, не так, как он представлял. Даже если это приносит много радости и воодушевления, это временное и проходящее. Даже какие-то карьерные и семейные успехи, даже многодетность — все это, к сожалению, тоже временное.
Мы сегодня вспоминаем святого Иова Многостадального, который по попущению Божьему, вследствие изощренного искушения диавола лишился всего, что имел. А он имел многое из материальных благ, деньги, стада, многочадие, жену — все это он потерял. Даже здоровье — его постигла такая болезнь, что еле-еле Иову удавалось сохранить какое-то тепло жизни. И при всем этом, он не проклинал Бога, а говорил: «Бог дал, Бог взял. Да будет имя Господне благословенно!». Это его смирение позволяло ему сохранить себя, казалось бы, разрушенным полностью — но в целостности.
Так в чем эта цельность заключается? Человек задуман Богом гармоничным. У него есть душа, тело, и своим «я», своей волей, хотением, личностью человек добровольно соглашается с тем, что над ним есть Бог. И тогда Бог врачует разрозненность и разобщенность человека. А если Бога над человеком нет, то какие бы не были временные опоры, временные цели, пусть даже самые великие, но человек, постепенно или быстро, разрушается. Как сказал преподобный Максим Исповедник, результатом грехопадения человека стала смертность, тленность и страстность.
Смертность — как конец жизни, тленность — как тление в результате болезней и страстность — тление души в результате греховности. грех как противление воле Божьей, есть ни что иное, как разрушение целостности человека, утрата целомудрия, взаимоотношения всех сил в человеческой душе, всех ее структурных элементов: духа, души и тела.
И можно сказать, что причиной многих наших бед, несчастий и болезней является наш грех, то есть, отступление от Источника Жизни. Господь Сам говорит: «Я есть лоза, а вы ветви» (Ин. 15:5). Если мы привиты к лозе, к стволу, то можем питаться теми соками, которые в нем есть. Не теми, которые есть у нас. Хотя мы по природе такие же, как и ствол, и даже листочки вроде как даем, и у веточки может быть ощущение самодостаточности. Но не зря возникла поговорка: рубит сук, на котором сидит. То есть, совершая добровольное отпадение от лозы, мы теряем источник жизни, питания. Возможно, наша ветка была толстой, может, на ней было много листьев, но так или иначе, результат один и тот же — отпавшие ветки погибают. Но если ветка на стволе держится бессознательно, то для человека недостаточно просто быть — здесь нужно сознательное участие, поддержание, прививание.
Что можно делать для этого? Прежде всего, мы молимся. Мы обращаемся к Господу с молитвой: «Господи, управь, Господи, укрепи, Господи, прости». Почему «Прости»? Потому что опять сделал поползновение к тому, чтобы отрубить ветку, на которой сижу. И, осознавая насколько это для меня гибельно, каюсь. Более того, если мы осознаем, что Господь является не только неизбежным, но и радостным условием существования (ибо радостно быть в доме Отца Моего), то я не просто буду бояться отпилить эту ветку, а просто не буду хотеть этого делать. Не буду грешить, ибо этим я Бога оскорблю. Это бы значило, что не ценю Божьих даров, того, что Он мне дает — по моим же молитвам.
Еще одно средство приобщения к Богу — это таинство Причастия. Причастие — это причащение, приобщение, приложение к Богу. Я восполняю свои силы не от пищи, или тренировок, книг, занятий в институте — а от того, что я приобщен к Богу. Бог — источник всех сил, источник премудрости. Он — сверх-могущий, Он всесилен. И когда человек понимает это, он становится причастником Бога и вечности, Его любви, Его радости и сил. Поэтому и говорит Господь: если нужно скажи горе и она передвинется. А апостол Павел расширяет эту мысль в своем послании к Коринфянам: даже если гора и передвинется, а любви в нас при этом не будет, то и пользы нам от того никакой нет.
Почем мы не можем иметь такую веру? Потому что без любви такая чудотворная вера станет губительна для нас. Как в фильме «Брюс Всемогущий», где герой захотел стать богом. Он мог исполнить все, о чем его просили — и в мире наступила разруха. Оказывается, Бог не просто исполнитель каких-то чудес, Он Премудрый прежде всего, и не успех и полнейшее утешение дает человеку прежде всего, а возможность наследовать вечную жизнь.
Сегодня мы слышали евангельское повествование о некоем человеке, который 38 лет лежал, парализованный недугом, в купальне Вифезда — «Овчья купель». Это открытый бассейн, через который раньше прогоняли овец, омывая их перед жертвоприношением в храме. И раз в какое-то время в этот источник сходил Ангел, и первый, кто после того заходил в бурлящую воду, получал исцеление. Проходя мимо этого человека, Господь увидел его. Может, Он заметил в нем готовность принять чудо и спросил: «Хочешь ли быть целым?». «Хочу, — ответил несчастный, — но нет человека, который опустил бы меня в воду». «Встань, возьми постель твою и ходи», — повелел ему Господь.
И он действительно взял постель и пошел. Чем страшно возмутил фарисеев: как же так, суббота — день покоя, в который ничего носить нельзя! «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» — ответил выздоровевший. В итоге бывший парализованный отправился в храм, чтобы поблагодарить Бога за это чудо, и там встретился со Христом. «Вот, ты выздоровел, — сказал ему Господь, — Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Как бы предупреждая о том, что может случиться из-за греха. Возможная причина страданий этого человека. Нередко Христос, исцеляя людей, спрашивал их о вере, неоднократно напутствовал человека, чтобы тот больше не грешил. А иногда не спрашивал о вере, например, когда перед ним были глухие или бесноватые. А однажды исцелил слепорожденного, который даже не совершал грехов, а родился таким, чтобы явить чудо Божье — о нем спрашивали ученики, он ли согрешил или родители его. Причины разные, их много. Тот же Иов Многострадальный претерпел свои муки по дьявольскому наваждению. Но Господь испытал его, и Иову было возвращено все, что он потерял — вдвое. Этим примером нам говорится о том, что Господь может исцелить любую болезнь — даже ту, которая получена в результате греха.
Каким бы ни был наш порок, он может быть уврачеван. Болезнь смиряет человека, лишает его свободы. Есть притча о человеке. который жрал и пил, не в силах остановиться. Но с приходом болезни не мог больше предаваться своей страсти. На улице он увидел нищего и спросил его, зачем он просит милостыню? «Хочу есть», — сказал тот. «Какой же ты счастливый!», — ответил бывший обжора. Нет желания помочь обездоленному — только зависть. Какое помрачение ума! Если вспомним человека блудного, гордого, непослушного — чаще всего, это действительно тот, кто пилит сук, на котором сидит. Он разрушает свое внутреннее и телесное состояние. Но как этому противостоять? Это возможно, если следовать за Богом.
Есть такой термин в православном богословии — «сотериология», учение о спасении. Христос здесь называется Спасителем — «Сотериос», или, иначе — Целитель. тот, Кто восстанавливает разрушенное. В противовес смертности Он дает совершенную жизнь. Сам Христос говорит о Себе, что Он — соль. Продукты без соли разлагаются. И мы призваны к тому, чтобы осолиться — через Причастие, через Слово Божье, приобщение к Богу. Тогда процесс разложения, распада мы в себе замедляем, прекращаем. Мощи святых, как известно, после смерти не подвержены тлению. То же самое человеческая страстность — это зловоние души. Даже самого красивого человека она делает отталкивающе противным. А мирный дух преображает даже самые невзрачные черты. Без благодатной помощи сопротивляться страсти невозможно, и в конце концов, она переходит в стадию разрушения — в порок, когда человек не может не делать того, что очевидно его разрушает. Каждый из нас знает свои грехи — давайте посмотрим, что с ними будет, если их не упразднить. Потому грех и бывает причиной болезни — недуг останавливает движение по наклонной. На 5, на 10… Или на 38 лет, как в сегодняшнем евангельском чтении.
Чтобы не испытывать Бога и не навлекать на себя скорби и страдания (хотя, повторим, причины их различны, но это одна из очевидных), стоит быть внимательными. Но как бы то ни было, обратный путь — путь врачевания и исцеления, — Господь каждому из нас дает. Обращаемся к Господу Богу с молитвой, покаянием, тайне причащения — и вот тогда можем услышать от Бога, что мы исцелены. Но: «Иди и больше не греши». Аминь.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости