+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Как сделать так, чтобы небо не ускользало от нас?

Кирилл Белоусов
Дата публикации: 21.08.2016

Преображение: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин.1:4)

17В прошедшую пятницу мы вспоминали событие Преображения Господня перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. По словам нашего настоятеля протоиерея Ярослава Иванова, образами праздника являются плоды, поскольку эти преображения природы прекрасны:

— Мы их освящаем для того, чтобы вдохновиться принести миру духовные плоды, привившись к древу Святой Церкви, — говорит батюшка. — Мы осознаем то, что, первоначально явившись в образе человеческом, в этот день Христос является перед ними Богом: Его человеческое естество объято Фаворским светом. Созерцая эти евангельские образы, мы понимаем, что Мессия явился в мир для того, чтобы открыть человечеству путь духовного преображения.

Обратимся к истории праздника:

Архимандрит Илия Рейзмир— По древнему преданию, Господь преобразился за сорок дней до Своих страданий. Преображение Господне происходило в феврале, но Церковь Христова перенесла празднование его на август, потому что иначе это совпало бы со Святой Четыредесятницей, что несовместимо с великопостным богослужением, печальным временем поста и покаяния, преображающим собой настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век, — писал архимандрит Илия Рейзмир. — Праздник Преображения побуждает нас, христиан, подумать о том, способны ли, достойны ли мы своими духовными очами видеть Господа, приблизились ли мы к Нему своими мыслями, чувствами и делами. В праздник Преображения Господня мы просим Своего Спасителя: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный». Пусть эта просьба соединяется у нас с нашим личным усилием и стремлением быть способными видеть очами веры блистание божества и достойными лицезреть славу Божию.

Также для нас важны слова преподобного Ефрема Сирина, который говорит, что «Господь явил им Царство Свое прежде… поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира».

Отец Ярослав в своей праздничной проповеди углубился в события дня Преображения:

— Ведь не только ученики впадали в состояние духовного сна в столь важные моменты – также происходит и с нами. Но воля Божья явилась ученикам во время беседы Господа нашего Иисуса Христа с пророками Моисеем и Илией, в голосе Бога Отца. Нам же она является в лице Спасителя, в Священном Писании. Но зачастую мы обращаемся к своему несовершенному рассудку, так называемому здравому смыслу. Мы топчем бисер евангельских смыслов на дороге нашей жизни, когда гонимся исключительно за материальным, совершенно забывая о духовном. Мы ходим по этой тропе, но не пропускаем Слово Божье через нашу жизнь. И только тогда, когда мы теряем опору в нашей жизни, то мы обращаемся к Всевышнему, — продолжает настоятель. — Небо ускользает от нас. Мы не можем воспринять его дух. Он ускользает от нас из-за нашей греховности и суетности нашей жизни. Путь покаяния – это начало, продолжение и завершение нашего пути. И в фаворском свете мы должны увидеть то, что Царство Божье открыто для каждого из нас. При условии того, что мы исполняем заповеди Господни. Только Он знает то, что суждено людям. И открывает это знание для верных: к примеру, апостолы осознали то, что смерть может стать приобретением, — подытожил отец Ярослав.

Не менее интересно то, что писал невинно убиенный иерей Даниил Сысоев о Фаворском свете:

Иерей Даниил Сысоев— Этот свет не чужд никому. В тот самый момент, когда нас Бог творил в утробе матери, когда создавал нам душу в момент зачатия, к нам прикоснулся луч истинного Света Христа Спасителя. Истинный Свет прикоснулся к новотворимой душе человека, и потому в человеке есть тяга к свету физическому, существует тяга к свету ума (к знаниям), но главная тяга — к свету смысла, к свету понимания, зачем нужно жить на этом свете. Все эти виды света, которые были перечислены, являются лишь отражением, отблесками истинного Света – Света Бога. Этот Свет, действительно, проявляет себя, как некое Божественное сияние, благоухание, теплота, и этот Свет проявляет себя как удивительная радость. Это самое действие, которое называется Фаворским Светом или Славой Божией. Это сияние славы, которое окружает Святую Троицу изначально, и которое от Отца через Сына в Святом Духе подается людям. Этот Свет является тот самой целью, к которой мы призваны с утробы матери и которой мы становимся причастными с момента крещения. В крещении человек обретает доступ к этому Свету, оно является дверью к Нему, и именно в крещении человек удовлетворяет свою тягу к этому Свету, которая заложена в нем еще в момент Творения (когда этот Свет впервые коснулся новосозданой души через Бога). Эта сила и слава Бога постепенно начинает усваиваться нами в той или иной мере. Этот свет во всей полноте открывается только для святых. Даже апостолам этот свет был дан настолько, насколько они могли его понести. Во всей полноте свет Бога может выдержать только Бог. Но постепенно в любом крещенном человеке, который живет церковной жизнью, этот свет начинает усиливаться. Как говорит царь Соломон, пути праведников светлеют все больше и больше, пока не наступит утро (Притчи 4:18).

Сходные с идеями отца Даниила мысли нам удалось найти у митрополита Антония Сурожского:

Митрополит Антоний Сурожский— В день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой. И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть сотрудниками Божьими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью. Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни — все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся.

В завершение нам хотелось бы напомнить о том, что праздник Преображения длится целую неделю – настолько важны его духовные смыслы для народа Божьего. Также предлагаем вам ознакомиться с фоторепортажем с божественной литургии.

Подготовил Кирилл Белоусов

Фото Марии Грязновой


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
331
все новости
В начало страницыВ начало страницы