+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Как быть, если нет сил сопротивляться греху

Дата публикации: 14.11.2016

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова

Сотворив человека по Своему образу и подобию, Бог дал ему разум, дал способность творить и право владычествовать над миром. Но прежде чем стать господином всего творения, необходимо было научиться управлять самим собой. А это предполагает, что зная о замысле Господа — уподобление человека Творцу,  тот должен был не просто жить на земле в свое удовольствие но и воплотить в своей жизни и делах волю Бога. Трудиться не только в Эдемском саду, а весь мир превратить в рай. Преодолеть все разделения: между мужчиной и женщиной, между телом и душой, между собой и окружающим миром. Такая задача стояла перед человеком. Но человек, как мы помним, согрешил: не исполнил волю Божью, более того, нарушил ее.

adam_naming_animals_-_moni_ayou_nikolaou_-meteora

Адам нарекает имена животным. Фреска храма монастыря св. Николая Апанавсаса в Метеорах (Греция). XVI век, мастер Феофан Критский.

После этого грех стал для человека побуждающим началом, более сильным, чем стремление угодить Богу. Человек через грех начинает творить волю дьявола и уподобляется ему.  И вот происходит так, что любимое творение Господа превращается не в образ Божий, а в образ дьявола, богопротивника, становясь слугой своих страстей.

Господь Иисус Христос, воплотившись, не просто указал на Царствие Божие, как на место, куда необходимо устремляться человеку. Но и обратил внимание людей на то, что на этом пути стоит преградой, делая невозможным наследование рая — на грех. Поэтому и призывал Господь к покаянию, как к необходимому условию освобождения от греха. Только тогда человек становится способным принять Бога в сердце свое и наследовать Царствие Небесное. Это трудный процесс, ибо человек после грехопадения стал удобопреклонен ко злу. То есть, совершить нехороший поступок ему легче, нежели хороший. И для того, чтобы сделать что-то доброе, необходимо преодолевать себя. Более того, сил для этой борьбы в человеке по природе нет. Поэтому мы нуждается в Боге, поэтому обращаемся к Нему, чтобы Тот сообщил Свою благодать, которая одна лишь способна помочь преодолеть грех. Без помощи Господа невозможно изменить себя, исполнить волю Божью, которая единственная спасительна и желанна для человека, не только в земной жизни, но и прежде всего, в жизни вечной.

Конечно, труд, направленный на борьбу с грехом — это не разовый поступок, а постоянный процесс. До самой смерти не прекращается эта работа.  Недаром Господь однажды приводит притчу  о семи злейших: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого».(Лк. 11, 23 – 26)

Сатана очень ухищряется в том, чтобы соблазнить человека, и порой Бог попускает ему это сделать. Происходит это тогда, когда человек не обращается к Богу за помощью, тем самым делая себя неспособным противостоять дьяволу и греху. Процесс этой борьбы связан прежде всего с молитвой, с призыванием Господа Бога, с покаянием и постоянным осознанием греха своего. Если человек перестает видеть свои грехи, или начинает считать себя праведным, это опасный признак. Ведь грех всегда выжидает освободившегося места в доме человеческой души.

цепь

И более того! Как известно, молитва подобна матери — если стяжать ее, она приведет за собой и чад своих  — остальные добродетели. Так и с грехами — если не прогоним страсть и не будем постоянно с ней бороться, то вслед за одной страстью приходят все остальные. Священное Писание говорит: человек, нарушающий одну заповедь, нарушил весь закон. Так и в нашем законодательстве: человек и после одного злодеяния считается преступником и подлежит наказанию.

Грех, совершенный первыми людьми, был судьбоносным. Даже если вроде и хочется жить по воле Божьей, зачастую человек не может этого, потому что грех в его душе силен и управляет им. Вспомним историю про Авеля и Каина. Каин пожелал из зависти убить своего брата Авеля, и страсть настолько завладела его душой, что когда Господь обратился к нему, Он не мог его даже образумить, а только сказал: «Грех в тебе живет, и над ним необходимо господствовать. Нужно его преодолеть». А Каин лгал пред Лицем Божиим, скрывая страсть, и впоследствии совершил братоубийство.

Мы сегодня слышали евангельскую историю о том, как Господь на берегу озера близ Гаддары изгнал из бесноватого демонов. Этот человек был настолько одержим, что жил не в доме а в пещере — в гробах. Он был без одежды, когда его сковывали цепями, чтобы он не причинил себе вреда, он рвал цепи. Этот несчастный вредил всему и вся, и себе прежде всего. В нем был целый сонм бесов: «Легион имя мне, потому что нас много». И когда Господь взялся ему помочь, он бросился Ему в ноги со словами: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Бесы молили Господа о том, чтобы Он позволил им войти в свиное стадо, которое паслось неподалеку. И когда Господь разрешил им, стадо тут же принялось бесноваться и бросилось с обрыва в море. Освобожденный человек пожелал быть со Христом, и Господь позволил ему идти и рассказывать о том, что было совершено. А народ, который видел происшедшее — пастухи, пасущие стало свиней, жители окрестных городов, были в таком страхе, что просили Его уйти от их местности далеко.

кризисО чем здесь рассказывает нам Евангелие? Прежде всего эта история повествует о том, что мир злых духов, попросту- бесов, реально существует. И эти духи действительно способны управлять человеком, когда он сам не управляет собой. Укоренясь в грехе, человек становится беспомощным перед его властью, уподобляется сатане, и по сути выступает в роли противника Бога. Это уже ступень одержимости. Такой человек делается неспособным к исполнению того, что нужно, но легко склоняется к тому, что не нужно. Всем знакомы такие примеры зависимости: алкоголь, наркотики, либо какие-то другие страсти. Тот, кто подвержен им, даже когда понимает, что это разрушает его, не в силах освободиться от этого. И новые дозы принимаются уже не ради удовольствия, но ради того, чтобы снять напряжение и даже боль.

Человек — существо гибкое. Подстраивается под грех и тело, и душа, и образ жизни. Потакание страсти входит в привычку, (посеешь привычку — пожнешь характер…). И для того, чтобы избавиться от греха, необходимо действительно переродиться! Перестроить себя: по-другому вставать с утра, по-другому ложиться. Другие книги читать, другую пищу есть, другие слова произносить, по-другому общаться с другими людьми. Одно дело, когда человек видит мир через призму греха, который в нем живет. И другое — когда человек учится жить через призму исполнения воли Божьей. А это нередко и пот, и кровь, и слезы. Сам Господь говорит: только труждающиеся достигают Царствия Божия. Не приходит Царствие Божие видимым образом, легко и доступно — это труд. «Терпением вашим стяжите души ваши» — говорит  также Господь Иисус Христос.

Мы не знаем, почему  евангельский бесноватый стал одержим. По грехам своим, либо, может быть, для славы Божьей, которую и явил Господь, исцеляя этого человека. Бог показал здесь, насколько Он управляет бесами, являясь Владыкой всего тварного мира. А силу бесов Он показал в том, насколько они способны овладевать живыми существами. Их управление свиным стадом привело к тому, что свиньи не смогли жить и бросились в море. Такой силой обладает сонм бесов, способных одержать одного человека и направлять его к погибели. Столько сил сатана тратит на то чтобы нас совратить!

Как Бог попустил человеку так страдать? Но Бог если допускает, то только чтобы человек смог это преодолеть с Его помощью. Нередко человек становится одержимым по причине своих грехов, становясь неспособным получать благодатную помощь Божью. Ведь жизнь во грехе — безблагодатная. А живя в правде, в исполнении заповедей Божьих, мы получаем возможность стать приемниками благодати. Это связано с трудом. Но прежде всего, благодать дается даром, только лишь по причине Крестной Жертвы Господа за наши грехи.

Спросим: а зачем тогда трудиться? Дело в том, что труд и терпение в духовной жизни — это естественное выражение нашей веры. Христос говорит: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдет». А исполнение — это, опять же, труд. С благодатной помощью Божьей или без, мы должны трудиться. В конце концов, спасение дается не от труда, а от со-трудничества человека и Бога. Только когда он добровольно соглашается с исполнением воли Божьей и идет этим путем. А на пути у нас препятствие — грех. Как привычка, как удобопреклонность. Хотя Господь Своим Крестом ограничил силу дьявола, тот все же не дремлет.

росток

У нас есть все те средства, которые позволяют противостать лукавому силой Господа Иисуса Христа. Молитва, участие в церковных таинствах, пост, святая вода и крест, иконы. По слову апостола, дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. И Господь позволяет ему, потому что именно в борьбе с искушениями человек становится наследником благодати Божьей. Начинает больше ценить молитву, хранить церковную жизнь, обращаться к Господу и просить его помощи, защиты. Искушения делают нас искусными. О Христе сказано: Он искушен был, и может искушаемым помочь. Нередко греховные страсти есть признаки одержания бесами (еще не беснования, но уже одержания). И мы должны хранить трезвость ума и трезвость жизни. Аминь.

Подготовила Татьяна Колодяжная.

Иллюстрации из открытых источников.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 2
4 478
все новости
В начало страницыВ начало страницы