+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Из пустыни в цветущий сад: «Даже из меньших грехов человек часто выбраться не может»

Дата публикации: 18.04.2019

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 14.04.2019

Пройти период Четыредесятницы с пользой возможно только тогда, когда мы вооружаемся теми смыслами, которые сообщают нам Святая церковь. На протяжении Поста мы вспоминали о мытаре и фарисее, о Страшном суде, об изгнании Адама и Евы из Рая, вспоминали о блудном сыне. Притча о блудном сыне очень характерна — недаром Святые отцы говорят, что им является в какой-то степени каждый из нас. Тем, кто имеет от Господа Бога дары, но пренебрег ими, ушел от Господа Бога, утратил единение с ним и развратился. Однако при этом, если мы находимся в храме Божьем, то мы покаялись, осознали свой грех и вернулись к Богу. Для Бога же, как известно, из целого стада важна даже одна потерянная овца. И даже если из ста драгоценных монет одна пропадет, Господь будет ее искать, пока не отыщет. Ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).Из пустыни в цветущий сад: "Даже из меньших грехов человек часто выбраться не может"

Сегодня мы видим олицетворение этой притчи в истории Церкви. Каждый из нас переживает ее по-своему. Но преподобная Мария Египетская, даже не читав в свое время Священное писание. явила нам пример того, что происходит с человеком, когда он удаляется от Бога. Как и тех изменений, которые преображают того, кто возвращается к Богу после многих совершенных им страшных грехов. Преподобной Марии Египетской посвящена целая седмица великого поста. Есть особая служба — Мариино стояние, на которой прочитывается весь канон Андрея Критского. Более того, по ходу богослужения мы читаем еще и житие святой Марии, чтобы прочувствовать то, что пережила она и научиться ее уроку.

Марии Египетской посвящен и сегодняшний воскресный день. Вспоминая ее, мы видим не только то, что она была святой, преподобной, но и то, что она была тяжкой грешницей. Причем если мы попытаемся сопоставить тот грех, в котором она жила, со своей жизнью, то мы страшно осквернимся. Ибо ее пример — анти-пример, ее образ жизни в юности является страшной мерзостью.

Она родилась в IV веке, в 12 лет ушла из дома и 17 лет предавалась блуду. Причем она делала это не ради пропитания — доход ей приносило производство и продажа пряжи. Так что блуд — это была для нее радость, смысл жизни, энергия, которая обеспечивала ее существование. Живя в Египте, она, возможно, даже не думала изменить свою жизнь — в ее житии ничего об этом не сказано. Но сказать, что человек находился на дне, даже недостаточно… В какой-то момент она узнала, что много людей поехали из Александрии Египетской в Иерусалим, на праздник Воздвижения Креста, к недавно обретенному Кресту, который нашла равноапостольная Елена, мать императора Константина. Она захотела поехать — не для того, чтобы поклониться святыне. Возможно, она была когда-то крещена, но веры в тот момент в ней точно не было. Она поехала, чтобы продолжить свой разврат и на корабле, и в Иерусалиме. 

По прибытии, в праздничный день все паломники и местные жители пошли в храм. Это был храм воскресения Христова, который до сих пор находится в Иерусалиме. Именно в нем, как мы знаем, каждый год сходит Святой огонь, именно на этом месте Христос воскрес. И вот она вместе с паломниками хотела войти в храм… и этого сделать не смогла. Благодатная сила как бы оттолкнула ее от входа. Она пыталась войти несколько раз, но что-то ее не пускало, хотя другие люди спокойно входили. Вдруг она поняла, что происходящее — неспроста. Ей было уже 29 лет, предыдущая жизнь была полна разврата, пьянства, пороков. Мария осознала, что вероятно ей не позволяет приблизиться к святыне Сам Бог.

Недалеко от нее висела икона Божьей Матери. Житие гласит, что когда Мария взглянула на нее, святой Лик Богородицы словно улыбался грешнице. Если грозная сила Божья не пускала Марию в храм, то Богородица словно бы смотрела на нее снисходительно и с некоторым расположением. Мария стала молиться Божьей Матери, чтобы та ходатайствовала за нее перед Своим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, чтобы ей были отпущены грехи.

Из пустыни в цветущий сад: "Даже из меньших грехов человек часто выбраться не может"Мария сумела войти в храм, сумела приложиться к Честному древу. И Дева Мария ей открыла, что то утешение, которое Мария получила здесь, в Иерусалимском храме, станет еще полнее, если Мария уйдет в пустыню за Иордан. 

Казалось бы, даже из меньших грехов часто человек выбраться не может. Но вот мы видим, что Мария бесповоротно перешла Иордан. Там она вошла в храм Иоанна Предтечи, сумела найти возможность подготовиться и принять Святые Христовы тайны, а затем ушла в пустыню на долгие сорок лет. Первые семнадцать лет были страшно мучительны. В ее ушах звучали те разгульные песни, которые она пела во дни своей порочной жизни. Не имея никакой еды, она жевала сухие корешки, и ей вспоминалась та сладкая вкусная пища, которой она услаждалась раньше. Она тяжко страдала, ей слышались голоса являлись и люди и бесы и гнали ее из пустыни с тем, чтобы она бросила свой подвиг. Но глубокое покаяние и нежелание утратить то утешение, которое даровал ей Господь, не позволяло ей уйти. Так она прожила сорок лет.

Что такое пустыня, мы можем себе представить. Днем температура воздуха в пустыне достигает от 25 до 60 градусов. Ночью она падает ниже нуля. Скрыться от солнца или холода некуда. По прошествии сорока лет по этой пустыни шел монах Зосима, который позже описал ее житие. Он пришел в пустыню по тогдашней традиции палестинских монастырей (после первой недели Великого поста подвижники уходили в пустыню и во время Поста пребывали в подвигах отшельничества, молитвы и аскезы и лишь к Великому четвертку возвращались обратно). И вот, когда он встретил Марию, она была непохожа сама на себя. Это был обугленный почерневший человек. Одежда на ней истлела от времени, волосы низко спадали. Она была уже  в престарелых годах — 69 лет исполнилось к тому времени. Разговаривая с Зосимой, Мария рассказала о своей жизни, о своем грехе, о проступках и покаянии. Она ничего не скрывала — это было ее исповедью. Через год Зосима пришел еще раз и причастил ее. Мария открыла ему то, каким образом необходимо устраивать монастырскую жизнь в той обители, где он подвизался. Затем святая повелела ему прийти вновь через определенное время, и когда через положенный год он вернулся, то узнал, что Мария умерла буквально на следующий день после причастия, ибо время ее отшествия было начертано возле ее изголовья.

И вот мы вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Ее грех, ее страшное развращение. Но для нас более важно не то, что она грешила (и мы с вами часто грешим), а то, что она покаялась таким образом, который мы даже передать не можем. Эта перемена жизни предвосхищает какое-либо наше представление о покаянии. Мы знаем, что нужно оставить грех, но чтобы так кардинально, чтобы так его возненавидеть, чтобы так изменить свою жизнь и удержаться в этом новом состоянии — представить себе очень трудно. Мы даже если попытаемся преодолеть что-то малое в своей жизни, мы уже чувствуем, насколько оно держит нас. насколько оно в нас укоренено.

А преподобная Мария не просто оставила грех, живя в Иерусалиме или в Александрии —  она ушла в пустыню. А пустыня — это что-то, что не позволяет человеку что-либо иметь вокруг себя, входящее внутрь его, напоминающее ему, чем он жил. Ведь что там может быть? Только воспоминания и образы. Но мы не говорим о том, что это просто и это подходящее решение для каждого из нас . Это крайне непросто, более того — это невозможно. Иначе сегодня мы вспоминали бы не  одну Марию Египетскую, а целый сонм подобных святых. Ведь невозможно представить себе, как мы в нынешнее время говорим: «А вот Миша, а Даша, а Саша тоже ушли и остались в пустыне». Чтобы кто-то так круто сегодня повернул свою жизнь… Да конечно бывает. Да, мы слышим, уходят в монастыри. Да мы слышим, люди меняются. И мы меняем свою жизнь в той или иной степени. Но постоянны ли мы в нашем покаянии? Сколько раз мы поворачиваемся назад. Не просто вспоминаем о вине, а пьем его. Не просто вспоминаем о вкусной пище, а опять ее едим. Не просто вспоминаем о каком-либо грехе, а опять к нему возвращаемся вновь и вновь. Стыдоба! Мы с вами не можем, братья и сестры, даже малое преодолеть. Даже то, что казалось бы, не настолько глубоко в нас укоренено, как тяжкий грех Марии Египетской. Но при этом мы говорим о том, что и это возможно. Возможно не просто через какую-то психологическую установку, не просто удаление куда-то. Но как Христос сказал: невозможное человекам возможно Богу. То есть, человек не просто запланировал исправление, как-то просто построил свою спасительную программу, чтобы духовно схуднуть и грех сам собой отпадет. А грех всегда ждет. Он ждет когда вновь получится напасть на человека.

И поэтому верующий человек никогда не должен расслабляться. Если он встал на путь, взялся, как говорится за орало, и поворачивающий назад, как говорит Господь, неблагонадежен для Царствия Небесного. А Царствие Небесное нудится, как говорит Писание. И еще — не приходит Оно видимым образом, через кого-то или где-то, а Оно внутрь нас. Когда мы открываем Евангелие, мы открываем Царствие Божие внутри нас. Когда молимся внимательно и искренне, открываем Царствие Божие внутри нас. Если мы учимся преодолевать грехи свои, обращаться к Господу Богу  быть с Ним — Оно внутрь нас есть. А если мы не берем в руки Евангелие, молимся невнимательно, забываем о заповедях Божьих — мы захлопываем Царствие внутри себя и тогда в нас укрепляется и пускает корни царствие земное.

Более того, старые грехи никуда не уходят, они по-прежнему рядом с нами, даже если мы поменяли какие-то внешние вещи, надели длинные юбки, приняли образ христианина — мрачный, тусклый, глазки в пол — в итоге, вроде бы похож, да не то. Вроде бы христианин, а внешне играет роль. А роль эта Богу нужна, если Он насквозь видит человека? Неужели необходимо нам выполнять какие-то формальные действия, чтобы Бога каким-то образом убедить, что мы христиане?Из пустыни в цветущий сад: "Даже из меньших грехов человек часто выбраться не может"

Нет, Он прекрасно видит, что не в этих формальных вещах заключается наше спасение, а в том, что мы искренне стараемся, искренне учимся. Да, у нас не все получается, но мы искренне обновляем свою жизнь. Поэтому говорится, что покаяние — это тот инструмент, то оружие, которое мы с вами ни в коем случае, никогда не должны оставлять. Ибо среди нас нет праведников, нет святых. Тот святой, кто признал себя таковым, уже далеко не святой. Ибо он обольстился, встал на путь самообмана, а не на путь покаянного спасения. Поэтому на пути покаяния огромное значение имеет терпение. Терпение невзгод, несение креста. Мы вооружаемся терпением, зная, что без него человек не может ничего удержать, никуда не пройдет. Тем более, если мы знаем, что воспринимаем от Господа Бога что-то драгоценное, то воспринимаем и бремя и должны себя нудить  это связано с преодолением себя. Мы испытываем трудности, может наступить и уныние, когда нам тяжело. И тут терпение становится оружием. Недаром сказано святым: терпение — дом души нашей.

Если терпения у нас нет, то мы расслабляем душу, раскрываем ее навстречу летящим стрелам наших старых грехов. Даже те пороки, которые мы, казалось бы, давно оставили, продолжают поджидать момента для атаки. Когда-то они уже били по мишени нашего сердца, имели в нем пристанище.

И если вдруг оставили его, то не потому что мы сумели защититься, а потому что Господь нас защитил. Благодать крещения,щит молитвы — этим обмундированием мы прикрыты от нападок со стороны диавола. Но и не нужно думать, что новых грехов у нас не прибавится. Ведь с изменением жизни меняется и отношение наше к миру, и мир меняет отношение к нам. Появляется вдруг сребролюбие, зависть, осуждение, злорадство, растет гордыня. Неужели мы можем сказать: «Я достиг чего-то, и верен что теперь я спасен и Царствие Божье для меня непоколебимо»? Ничего подобного мы не осознаем. Мы прекрасно понимаем, насколько все временно, особенно если не возделываем свою душу.

Помним о том, что наша душа подобна саду, в котором посажены деревья. Семечко веры, которое было посажено и взошло в дерево, деревья добродетели. Но если эти деревья не поливать, не ухаживать за ними, то они засохнут и вырастут другие — деревья греха. Грех вначале подобен небольшому деревцу, но при повторении он крепнет, и может вырасти в порок, и однажды может заглушить другие добрые ростки рядом с собой. Эти греховные заросли нужно беспощадно рубить искренним покаянием. А мир окружающий полон таких садов с камнями и сорняками. Лишь только мы приоткрываем свою душу, свой чувства, глаза, уши — и семена этих сорняков летят прямо в наш сад. Насколько внимательным следует быть земледельцу, чтобы его сад был прекрасным! А ведь Господь нас призывает к тому, что сад нашей души был угоден Ему. И вот этот сад и есть Царствие Божие в нашей душе. Поэтому пусть молитвами и примером покаяния матери нашей преподобной Марии Египетской Господь утвердит нас в вере. И через покаяние мы оставили пустыню, в которой пребывала Мария и воодушевились насадить в душе тот сад, который хоть и требует труда по возделыванию, но сообщает нам благоухание Царствия небесного. Аминь.

Подготовила Татьяна Теточко

Фото Надежды Тютиковой


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
733
все новости
В начало страницыВ начало страницы