+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Истекая грехами: как рождается настоящая молитва

Дата публикации: 22.11.2016

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Для чего нам нужна вера? Русский философ и богослов начала прошлого века Иван Ильин дает такое определение веры: это ведущее тяготение человека, то есть, то, к чему или посредством чего человек тянется. Вера — это связь с тем, что для нас особенно важно, то есть, источник жизни.

Верующий человек умом и сердцем устремляется к объекту своей веры. Причем она не обязательно бывает религиозной. Можно верить, к примеру, в научную теорию. В любом случае, это то, что может воодушевлять и устремлять человека. Поскольку мы верующие христиане, то для нас является источником жизни именно Бог . И для того, чтобы вера была живой, необходимо, чтобы мы с вами не только помнили всегда об объекте нашей веры — о Боге, но и жили Им.птицы

Как жить Богом? Если мы что-то ценим, к чему-то тянемся, то мы, естественно, стремимся это познать и ощутить, (на практике лучший инструмент для этого — молитва). Насколько умом и сердцем мы прониклись предметом веры, настолько велика его значимость для нас. Почему и говорит Сам Господь Иисус Христос: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф.6:21). А когда мы обращаемся к Богу, и при этом не испытываем особых переживаний и стремлений, то наша молитва слаба. И собственно, по результатам молитвы мы не получаем того, о чем просим. То есть, учиться молитве — первостепенная задача христианина. Это постоянный труд, который сопровождает человека от момента обретения веры до самого перехода в вечную жизнь.

Думаю, что нет человека который бы сказал что для него молитва есть дело простое, легкое и спокойное. И хотя Богу — Сердцеведцу ведомы все людские потребности и нужды, но, читая Евангелие, мы находим много примеров того, как Господь посылал человеку исцеление или исполнял его просьбы именно в том случае, когда видел в нем веру. А как ее увидеть? В действиях, в словах… Причем речь не о внешнем механическом делании: ведь бывает, что чувство не умещается в слова, как и слова далеко не всегда могут быть исполнены чувства. Можно произнести малое слово, но в этом слове — вопль, вся сердечная туга, которую видит Господь. А можно и много наговорить, описать все возможные переживаемые чувства, во всех подробностях испросить у Господа все, что нам необходимо. Но сердце наше будет отстоять от этих слов. Поэтому, конечно, мы говорим что молитва — это совсем не простое и далеко не однозначное явление. Это поприще всей жизни. В молитве человек не только познает Бога, но познает и самого себя. Чтобы научиться молиться правильно, приходится искать в душе некую свою сердцевину, средоточие, и уже на этой глубине возможно пережить встречу со Христом.

98019

Сегодняшнее Евангелие повествует нам о двух событиях, тесно перекликающихся друг с другом — это воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги, и исцеление кровоточивой женщины. Рассмотрим подробнее: кто такой был Иаир, который пришел к Господу Иисусу Христу с просьбой исцелить его тяжелобольную дочь? Как начальник сонмища, это был человек из стана противников Господа Иисуса Христа. Он был книжником, священником, а как мы знаем, Господь осуждал ту церковную власть, особенно фарисеев. Ибо, как Он говорил, они, имея ключи от Царствия Божия, держали двери закрытыми. Посредством лицемерного исполнения закона они стяжали внешние блага, статус. Но при этом сердце их было далеко от той веры, о которой они сами же и говорили. Мы до сих пор зовем фарисейством состояние показного лицемерия, в котором человек призывает к благочестию, а живет в грехе. За это и обличал их Господь, упрекая словами: «Горе вам!».

Исцеление кровоточивой жены

Исцеление кровоточивой жены, с Ангелом-хранителем и тремя святыми на полях 19 век. Мстера Дерево (кипарис), левкас, темпера. 39,9х33 см.

 В своей беде Иаир смирился до того, что не боясь ни потери статуса, ни общественного мнения, пришел ко Христу, о котором была молва как о Целителе. Припав к Его ногам, Иаир просил Его, чтобы Он помог. И Господь тут же пошел к нему в дом. Но в толпе, которая окружала Господа Иисуса Христа почти постоянно, находилась женщина, которая двенадцать лет страдала тяжким недугом кровотечения. В Евангелии сказано что она «издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена». Христос был для нее не просто одним из возможных вариантов исцеления, Он был единственным, Кто мог ей помочь. Но оказавшись рядом с Ним, она даже и слов-то подходящих не могла произнести, а только с верой прикоснулась к Его одежде.

Почему она так сделала? Ну, во-первых, в ее состоянии — «нечистом», даже находиться среди правоверных иудеев ей было нельзя. Своим присутствием в толпе она совершала противозаконие. Сказать о своем недуге она, конечно, не могла и только лишь дерзнула с надеждой прикоснуться к краю одежды Господа Иисуса Христа. «И тотчас течение крови у ней остановилось», говорит нам Евангелие. А Господь ощутил в Себе некое отшествие Своей силы. Тоже удивительный момент: как можно воспользоваться энергией Бога без Его участия? Он, безусловно, ничего не мог совершить по неведению, и если Он исцелил, то, конечно, Он знал состояние этой женщины. Знал еще до того, как она вышла на площадь. И Он только лишь сказал что от Него отошла сила, для того, чтобы явить исцеленную среди людей. «К чему Ты нас спрашиваешь?» — удивились апостолы. «Многие Тебя окружают и многие прикасаются к Тебе».

Но женщина знала, что речь идет о ней. «Вера твоя спасла тебя,» — сказал ей Господь, — «Иди с миром». И в это время к Иаиру подошли люди, известив что дочь его умерла и утруждать Учителя уже незачем. Это было страшным потрясением для Иаира, но Господь Иисус Христос велел ему продолжать путь. Придя в дом, Он вызвал у присутствующих смех словами о том, что девочка не умерла но лишь спит. Всех тех, кто как раз были неверующими, Господь выслал. Остались только родители ребенка и ближайшие ученики — Иаков, Иоанн, Петр. И после слов Господа: «Девица! встань», девочка действительно очнулась и встала здоровой.

Поленов

В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 173х280.
Научно-исследовательский музей Академии художеств

Каждый раз из Евангелия мы можем извлечь много полезного — ведь оно не только рассказывает о каких-то событиях, но дает множество метафор и иносказаний. Здесь мы видим два примера молитвы, обращения к Господу. Суть в том, какие мотивы были у этих двух людей.

Что побудило молиться Иаира? Даже не побудило, а заставило: он терял самое дорогое, самое ценное, что было в его сердце. Знаете ли это состояние — когда ничего мне не помогает, и молюсь. И прошу не за себя, но за того, кто мне наиболее дорог, и кто без моей помощи не сможет исцелиться… И потому начальник сонмища Иаир идет к Господу, Который Единственный способен помочь его беде, идет и унижается в глазах законников-иудеев. Но в этот момент он не боится пасть лицом в грязь — угроза утраты любимого существа дает ему силы и дерзновение молиться с верой. С верой в то, что исцеление произойдет.

Что касается женщины, которая также с дерзновением обратилась к Господу… О ней можно сказать, что она потеряла любую надежду на то, что в ней вообще что-то изменится. Порой все мы ждем чуда, ждем исцеления, врачевания, обновления… Ведь что такое кровотечение? Здесь это еще и образ недостатка в нас духовных или жизненных сил. Как и смерть дочери у Иаира: в каком-то контексте это можно истолковать как умирание души.

время

И если человек, читающий это Евангелие, поймет, что в его душе источника духовной жизни не просто недостаточно, а даже совсем нет… Что он кровоточивый, что он истекает грехами. Что все, приобретаемое им, очень быстро утрачивается. Казалось бы, и имение, достояние какое-то у него есть: телесное здоровье, образование, интеллект и так далее… Но все эти ресурсы не могут восполнить его духовных растрат. И осознание этой бедности, этой нищеты так ужасает, что человек даже невольно обращается к Господу.

Потому что здравомыслящий христианин понимает, что он движется в погибель. Если он не обратится к Богу, то он умрет, истечет, потеряет последний источник своих сил. А если он еще что-то делает, то делает на последнем дыхании, по остаточному принципу, тратя на духовную жизнь самое минимальное. Или как у Иаира: внешне вроде бы все благополучно, даже некий статус есть в глазах окружающих, достоинство. А в душе при этом не просто камень —  душу словно вырвали. Ребенок, дочь умирает, а что может быть ужаснее для человека? Так и человек, который осознает умирание своей души, какими бы внешними атрибутами успеха не обладал, приходит к Господу Богу как к последней надежде. Он страдает и горько плачет, он обращается к Богу и ничто не в силах помешать этой молитве.

Такая молитва рождается из особой нужды в Боге: не потребность, а именно безысходная нужда. Почему же мы так не молимся? Или у нас нет такой острой необходимости? Вижу, что нужда-то есть… Только вот встаю на молитву и просто шевелю языком. Перебираю какие-то слова, какие-то мысли… Нет в моей жизни исцеления, исправления, душа моя не воскресает в Боге, Евангелие не понимаю, и не складывается моя жизнь, и беды одна за другой меня куда-то подталкивают…

А куда подталкивают? Нередко беда, лишение, как раз и двигают к тому, чтобы я ощутил нужду в Боге. Плохо мне от этих толчков? Так когда мы душу теряем — вот где плохо! Плохо, когда мы в Боге не живем, когда не осознаем необходимости молитвы! Вот что действительно скверно. Потому что в конце концов, перед лицом Вечности откроется вся истина: что хорошо и что плохо, что благословение, а что проклятие. «Избери благословение, избери жизнь!», -говорит нам Господь через Библию.

птица

Этот выбор мы совершаем, когда нашу жизнь воспринимаем духовно, как самоценную, и трудимся ради нее. Когда не не трудишься, это понятно сразу. По молитве. Она — дыхание нашей жизни, ее катализатор. Нет у нас источника духовной жизни, если молитва наша нерадивая, рассеянная, невнимательная, торопливая, суетная… Более того, привычка рассеянно молиться убивает душу, делает ее неспособной к духовному движению, косной. И поэтому неудивительно, что порой человек, который многие годы ходит в храм, порой становится даже хуже, чем был. Ржавеет оружие, которое не вынимают из ножен. Но если мы молимся внимательно, или хотя бы не относимся к неуспеху равнодушно, то мы имеем шанс наладить свою духовную жизнь.

Будем помнить условия, которые нужно соблюсти, чтобы молиться правильно и плодотворно:

Вера в Бога. Таким образом мы исполняем первую заповедь: Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Эту заповедь все мы слышали и даже помним, но забываем в чем исполнение этой заповеди — в хождении пред Богом. В осознании того, что Он видит нас в каждую минуту нашей жизни. Где бы мы ни находились, чем бы ни занимались. И потому, если я имею память о Боге, то естественно моя молитва пронизана страхом Божьим.

Страх Божий — это благоговение, мы боимся Его оскорбить как любящего отца. Боимся Его наказания — если нарушаю закон, Бог лишит меня дорогого. Не потому, что хочет помучить, а потому что на это дорогое я уповаю больше, чем на Него. Любая ценность без Бога — пустота. Недаром Господь даже говорит:  «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня»(Мф. 10:37).

покой
И вот что интересно: если любим Бога, то и любовь к ближним — к отцу, матери, детям, будет более качественной, более глубокой и мудрой. А если не любим Бога, то и наша любовь будет пошлой, телесной, преходящей и сентиментальной. Не той любовью, ради которой Господь проповедовал, ради которой Он был распят, ради которой Он призывает нас к Себе.

Нам очень важно понять: только тогда наше сердце способно обращаться к Богу, (к сожалению!), когда ему больно. Вспомним терзания Иаира; кровоточивую жену, которой не на что было надеяться. И вот тогда наша молитва станет другой. Духовная жизнь — бесконечный процесс, нельзя в одно мгновение исправиться. Но начать можно уже сегодня. По характеру этот труд — боевое противостояние дьяволу, который не дремлет. И Господь порой, видя состояние человека, может позволить ему искусить человека, чтобы еще более обострить его внимательность. Поэтому пусть молитва наша не оскудевает!  Аминь.

Подготовила Татьяна Колодяжная.

Иллюстрации взяты из открытых источников.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
1 554
все новости
В начало страницыВ начало страницы