К 25-летию со дня священнической хиротонии: интервью с протоиереем Ярославом Ивановым
Беседа с настоятелем храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Челябинске, руководителем Координационного центра молодёжного служения в Уральском Федеральном округе, руководителем отдела по делам молодёжи Челябинской епархии. Ноябрь, 2024 год.
Какие есть послушания для новоиспечённого священника? Как началось Ваше служение Богу и Церкви?
Когда священника рукополагают, уже само служение в Церкви, само служение у престола – это и есть послушание. Служим мы в череде, и без сомнения необходимо эту череду выполнять. Помимо прочего, мы совершаем крещения, отпевания: всё то, что имеет отношение к Богослужению.
Я начал своё служение в Свято-Симеоновском кафедральном соборе и меня сразу поставили преподавателем духовного училища, где я вёл предмет «Катехизис». В скором времени, в 1999 году я стал директором Воскресной школы собора, кем оставался до 2013 года.
При этом в процессе работы Воскресной школы отец Ярослав открывал Челябинскую православную гимназию в честь праведного Симеона Верхотурского.
Собственно, тоже это послушание, которое превосходило, казалось бы, мои силы и знания и мне пришлось учиться дополнительно. Может быть, это и определило моё отношение к работе с подростками, детьми, молодёжью. Потому что Воскресная школа предполагает, конечно же, работу не только взрослыми, но и с детьми. Когда я видел, что у нас уже есть молодёжный провал, например, приходили ребята в 15 лет, поступали в Воскресную школу, и им было сложно со взрослыми учиться, а с детьми уже поздно начинать. Соответственно, это меня и побудило начать заниматься молодёжью. И более того, в то время уже существовали у нас в городе молодёжные объединения, но в соборе молодёжного объединения не было. Мы начинали этим заниматься на нашем приходе, на базе нашей Воскресной школы, на базе духовного училища. Собственно, потому что, молодые ребята там и учились.
Как вы считаете, почему Господь Вас привёл к себе именно таким образом и в таком возрасте.
Ничего удивительного в моём приходе не было. Я пришёл к священству в то время, когда хотелось служить, приносить какую-то пользу и задумывался о смысле своей жизни, смысле своего служения, смысле жизни своей семьи, о том, для чего мы живём, куда мы идём, как нужно воспитывать детей.
В 1998 году отец Ярослав принял сан и около года служил в Свято-Васильевском храме диаконом. После чего перевели в кафедральный собор на Казанскую Божию Матерь, а в 1999 году принял сан священника.
Это меня привело к служению и возраст был самый подходящий – 25 лет. Это тот возраст, который позволяет, с одной стороны, активно проявить себя, в силу молодости, а также активно учиться, но при этом уже была некая зрелость, которая позволяла принимать решения осмысленно, не опираясь лишь только на опыт школы, опыт учебного заведения, но к этому времени я уже и учебное заведение закончил и успел поработать. Попал я в период начала 90-х годов, когда приходилось выбирать работу осмысленно. Уже была семья, ребёнок и поэтому какой-то небольшой опыт жизни уже был. Понимаю, что с точки зрения современного молодого человека этот жизненный опыт был для меня тогда очень важный.
Что вас вдохновляет в Вашем служении на протяжении стольких лет?
Меня вдохновляет до сих пор православная вера. Господь воодушевляет, вразумляет, наставляет. Я понимаю, что это единственный мой путь, который для меня ценен и важен. Если говорить о службе Богу, то это в моём понимании: служба людям, семье, близким, приходу, молодёжи, подросткам. Служение не только им (людям, семье, близким, приходу, молодёжи, подросткам), но и совместное с ними служение Богу.
Православная вера преломляется в жизни, вместе с людьми создаётся что-то новое, как мы помним слова «Дух творит себе формы», когда видишь, как Дух творит себе формы через немощи наши, через наше несовершенство, это, конечно, вдохновляет, так как это укрепляет тебя в выбранном пути.
Есть мнение в психологии, что 25 лет – это некий кризис четверти жизни. Есть ли у Вас такое ощущение в плане служения или ощущения изменения Вашего служения?
Я ощущаю некие изменения. Некоторые изменения связаны с ситуацией в мире. Иногда наступает такой момент, когда приходит пора, когда возраст в некоторой степени даёт о себе знать, и ты должен выбрать иной темп жизни, избрать из многообразия всего того, что до этого ты мог себе позволить, именно то, что поистине будет с тобой всегда, на что стоит особенно внимание обратить, на чём стоит сосредоточить внимание. Это некое испытание, некое размышление, приводящее к новому качественному шагу. Это именно субъективное состояние, которое связано с возрастом. Я не могу сказать, что для людей, которые значительно позже приняли священнический сан или встали на путь служения какого-то труда, что через 25 лет у них обязательно в любом возрасте произойдет кризис. Нынешний период 25 лет служения, он может быть охарактеризован у меня именно с поиском более четких направлений деятельности, с которыми предстоит трудиться остаток жизни.
У Вас два профиля образования: как это помогает Вам, как настоятелю? Расскажите, трудно ли нести такое служение, как настоятель. Каково быть постоянно вовлечённым во все вопросы прихода?
Оба профиля образования они так или иначе пересекаются. Если у священника очевидно необходимо возникает вопрос в знании гуманитарной области, то у настоятеля, соответственно, уже появляются необходимости и в техническом образовании. Много разных вопросов, связанных с хозяйством, обустройством жизни и быта. Тут и вопросы экономики, юриспруденции. Поэтому высшее образование, дополнительное образование, техническое образование, какие-то курсы, – всё это для священника, который становится настоятелем, будут полезны. В том профиле, в котором он развивается. Если мы говорим о настоятеле, то без сомнения он должен вникать в те вопросы, которые находятся в его ответственности: вопросы всех людей, всех направлений деятельности прихода. В силу того, что современный приход – это целая школа, площадка с множеством разных направлений, как в нашем храме в честь преподобного Сергия Радонежского, то приходится вникать в эти вопросы с тем, чтобы наметить план развития и найти ресурсы для реализации той или иной идеи, чтобы привлечь специалистов, настроить работу и дальше её развивать.
Что Вы считаете особенно важным в священническом служении в данный период времени под влиянием мира и общества?
Я думаю, что самое важное в священническом служении в данный период времени – это то, что и нужно было всегда: молитва, Богослужение, и умение слышать людей. Умение слышать людей, взаимодействовать с людьми, говорить с людьми просто и не прятаться от них, учиться их понимать, учиться делать вместе с ними то дело, которое может объединить. Объединить и приход, и общину, и таким образом воспитать человека.
Какая сейчас молодёжь? Изменилась ли она за период Вашего служения?
Я могу сказать точно, что я сам нахожусь в процессе и меняюсь вместе со всеми теми людьми, которые приходят.
Мне кажется, что она была такая же. Меняется мир, меняется общество, меняются гаджеты, появляется что-то новое. Это влияет без сомнения на людей. Мне кажется, что сейчас молодёжь меньше стала смотреть кино, меньше читать, но стала больше находиться в социальных сетях, в которых в период, когда мы начинали молодёжное служение, просто отсутствовали, тот же самый интернет. Поэтому, наверное, всё это, оно влияет на изменение.
Наше дело, находясь в этом процессе, стараться его так направить, чтобы не просто молодёжь была вовлечена в какой-то процесс, а чтобы этот процесс был созидательный и, чтобы он приводил к Богу самого человека, людей в целом, друг ко другу. Чтобы люди приходили, через призму веры в Бога и научились дело делать так, чтобы понимали и помнили, что всё перед лицом Божиим. Это трудно, потому что и мы этот путь, по сути, обретаем, не обрели уже, а мы всегда его обретаем, всегда находимся в процессе. Дай Бог, чтобы молодёжь, как и раньше приходила к Богу в церковь, так и далее приходила к Богу в церковь, находила в церкви то, что будет необходимо, как маяк, как сила, как вектор.
Что нужно сделать, чтобы молодёжь пришла в церковь и осталась там по своему желанию?
Прежде всего желание. Это такое сердечное расположение к тому, что видит человек, что он слышит, что он делает. Поэтому в Церкви должно быть место для молодёжи и в плане служения, и в плане общения, и в плане окормления направлений.
Потому что понятно, что для всех место работы или место служения, Церковь создать не может. Но при этом Церковь может взаимодействовать с целыми направлениями, создавая их или курируя их, или окормляя их. И в этой простоте общения и должно происходить пребывание молодых людей [да и людей любого возраста] в церковной ограде, которая, конечно, не измеряется церковью, как именно зданием.
Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые задумываются о том, чтобы стать священником? Что бы Вы сейчас сказали отцу Ярославу в 1999 год?
Если у человека нет сомнения в том, что быть священником – это его призвание, то пусть даже не сомневается. Пусть посоветуется, конечно, но не сомневается. Это то же самое, когда человек задаётся вопросом: «Моё ли дело монашество?», «Моё ли это дело вступить в брак, допустим, с той девушкой или выйти замуж за того-то юношу?».
Мы можем сказать, что здесь может быть какое-то сомнение, но если у человека на сердце есть к этому призвание, расположение, то сомнения развеиваются очень быстро, если он вникнет в зов своего сердца.
Поэтому если расположенность к священству есть, Господь призывает, то без сомнения этому зову надо следовать, не сомневаясь. А далее, Господь управляет. По молитвам человека самого, потому что понятно, что можно просто ошибиться, кинуться в омут каким-то чувствам. Но мы понимаем, что, во-первых, необходимо время. То же самое и любое призвание, которое предполагает, что человек призван, то тоже его нужно испытать. Это само собой. Поэтому после призвания, ощущения этого призвания, после некоторого испытания нужно вступить на путь, не сомневаться, следовать Господу Богу, доверять Ему, а Господь уже не оставит.
Мне однажды понравился ответ Радислава Гандапаса, который на такой вопрос ответил: «Я прошёл бы мимо него». Да, я тоже так бы ответил. Потому что то, кем ты становишься, когда ты прослужил уже 25 лет, то ты стал таким только потому, что ты это сделал сам. Дело в том, что, если бы кто-то как-то предостерег, этот путь был бы другой, и опыт был бы другой. Поэтому я думаю, что каждый из нас должен пройти свой путь. И то, что было, то, что хотел Господь мне сказать, Он мне сказал в своё время.
Дорогой отец Ярослав, от всей души поздравляем Вас с 25-летием служения в священническом сане и желаем крепости духа и радости в служении! Аксиос!