+7 (351) 778-65-73

+7 922-739-99-93

регистратура



г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Идут подготовительные недели к Великому посту

Татьяна Соболева
Дата публикации: 08.02.2018

Февраль только начался, а в храмах уже звучат мелодии весны. На первой воскресной утрене пропели «Покаяния отверзи ми двери», а в эту субботу услышали протяжное «На реках вавилонских». Это значит, идут подготовительные недели Великого поста, который начнется 19 февраля. Пасха в этом году ранняя – 8 апреля, сразу после Благовещения.

Притча о блудном сыне. Фавор

«Как весна, грядет на нас Великий Пост, как возрождение, как радость новой жизни…» [1].

За три недели до поста Церковь начинает готовить к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. В каждом воскресном Евангелии мы слышим поучительные истории о пагубности греха и неотвратимости ответа за него, о силе покаяния, прощения и великом милосердии Божием. «Образ за образом проходят перед нами евангельские люди, которые являют, что стоит между нами и жизнью вечной, открывающейся уже здесь, на земле…» Так передает значение подготовительных недель митрополит Антоний Сурожский [2].

Характер богослужений постепенно меняется, становится более покаянным. В привычный порядок вплетаются песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв. На протяжении трех седмиц (две из них сплошные) смягчаются или отменяются постные дни. Последняя, Сырная седмица, которую называют также Масленицей, проходит уже без мяса.

Притча-о-мытаре-и-фарисее-Печская-Патриархия

Притча о мытаре и фарисее. Фрагмент росписи свода в нартексе. Печ Патриаршия. Косово, Сербия. XIV в.

Каждая подготовительная неделя имеет особое название – в соответствии с тем, какое читается Евангелие в воскресный день. 28 января, в Неделю о мытаре и фарисее [3], на Литургии читалась одноименная евангельская притча (Лк 18, 10-14). Мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. По словам Господа, мытарь более оправдан перед Ним, чем фарисей, «ибо всякий, возвышающий сам себя, уничижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18, 14).

На утрене после песни «Воскресение Христово видевше» впервые прозвучали покаянные тропари, которые будут исполняться до воскресенья пятой недели Великого поста.

Первый тропарь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию».

Перевод: Жизнодавец, открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Второй тропарь: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты».

Перевод: Богородица, наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

О блудном сыне. Печская Патриархия.

Притча о блудном сыне. Роспись свода в нартексе. Монастырь Печ Патриаршия. Косово, Сербия. XIV в.

Третий тропарь: «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные недели. В основу первого, «Покаяния отверзи ми двери», положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. Второй тропарь, «На спасения стези настави мя», основан на притче о блудном сыне, а третий – «Множества содеянных мною лютых» – на предсказании Спасителя о Страшном суде.

4 февраля – Неделя о блудном сыне

На Литургии читался отрывок из Евангелия от Луки о сыне, который покинул отчий дом, промотал наследство, но затем раскаялся и вернулся (Лк 15, 11-32). Отец, скорбевший о потерянном чаде, принимает его с радостью. Притча говорит о нашей немощи и великом милосердии Божием, иносказательно описывая отношение Бога к падшему человеку. На утрене воскресенья хор впервые исполнил 136-й псалом «На реках Вавилонских» – плач евреев в плену вавилонском. Он напоминает о том, что мы – пленники греха и что освобождение от этого рабства лежит через решительную борьбу с ним, через покаяние.

Отделение овец от козлов. Равенна

Притча об отделении овец от козлов (Страшный суд). Мозаика наоса в церкви Сан Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в.

10 февраля – Вселенская родительская мясопустная суббота

В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере» [4]. Молится о всех христианах, отошедших в Вечность, и особенно – о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Это поминальное богослужение открывает череду родительских суббот, которые будут совершаться во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста. Родительская суббота – богослужение редкое, бывает лишь несколько раз в году: кроме мясопустной есть еще Троицкая и Димитриевская субботы.

11 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде (Мф 25, 31–46). В стихирах и тропарях службы изображаются ужасные последствия беззаконной жизни, когда грешники предстанут перед нелицеприятным («неумытным») судом Божиим. В то же время в евангельском чтении указаны дела любви и милосердия, по которым Господь преимущественно произнесет Свой Суд. Каждый может напитать алчущего, напоить жаждущего, посетить больного и узника и сотворить другие дела милосердия. Завершая притчу, Господь говорит: «Так как вы не сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то не сделали и Мне». (Мф 25, 40).

Страшный суд. Хора

Страшный суд, фрагмент. Роспись свода в южном притворе ц. Спасителя. Кахрие Джами. Стамбул 1-я четв. XIV в.

В этот день последний раз перед Пасхой на трапезе разрешается мясо (заговенье на мясо). На утрене звучат сугубо великопостные песнопения из Покаянного канона Андрея Критского – «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к завершению.

12–17 февраля – Сырная седмица, Масленица

Нет ограничений на вкушение яиц, рыбы и молочных продуктов. Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургии не положено, как во время Великого поста. Во вторник в конце вечерни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» с земными поклонами. После вечерни во вторник и четверг служится великое повечерие, тоже с земными поклонами.

18 февраля – Неделя Сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Уже у самых «врат Четыредесятницы» [5] Церковь вспоминает «от пищи ниспадение Адамово» – изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. Изображению этого события посвящены песнопения вечернего и утреннего богослужений. Мы слышим плач Адама о рае, видим бедствия, в которые ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия. Этим подчеркивается важность наступающего поста. «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник» мы же «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся…» [6] (Утреня, 3-я стихира на хвалитех).

Изгнание Адама. Выс Дечаны

Изгнание Адама и Евы из рая. Фрагмент росписи ц. Пантократора. Мон. Высокие Дечаны. Косово, Сербия. XIV в.

В евангельском чтении на Литургии (Мф 6, 14-21) говорится о необходимом условии для прощения наших грехов: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15).

Дается и правильный образ пощения: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-17).

В этот день последний раз перед Пасхой вкушают пищу животного происхождения (Заговенье на Великий пост). После вечерни, а в приходской практике иногда и после Литургии совершается чин прощения. Подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В песнопениях службы звучит напоминание о цели предстоящего поста – встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета – это первое великопостное богослужение.

19 февраля – начало Великого поста.
____________________________________
1. Антоний Сурожский, митрополит. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.mitras.ru/archive/100124.htm
2. Цит. по: Там же.
3. «Неделя» в переводе с церковно-славянского – воскресенье. В этот день не работают – «не делают», он посвящен Богу, в соответствии с четвертой заповедью Закона Божия. Семь календарных дней по- церковно-славянски – «седмица».
4. Шиманский, Г.И. Подготовительные недели Великого поста // Литургика: Учебное пособие для духовных семинарий. – М.: Издательство Московской Духовной Академии, 2002. – С. 186.
5. Цит. по: Там же. – С. 194.
6. Пророк Моисей перед получением Скрижалей Завета постился на горе Синай сорок дней (Исх. 31-34).


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
331
все новости
В начало страницыВ начало страницы