+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Грань между бездельем и суетой — каким должен быть отдых?
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова. 11.12.2016.
У всего всегда есть причина. И наша вера в Бога — не исключение. Причем нередко решение обратиться к Богу приходит не путем спокойных размышлений, но через боль. И может оказаться так, что человек обращается к Богу даже от безысходности. И хотя вера в Бога для нас, конечно, выход, но в обыденной жизни мы часто не руководствуемся верой как каждодневной желанной необходимостью. А к этому нужно прийти.
И вот сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о некой женщине, пришедшей в иудейский храм. Евангелие говорит, что она была «слука» (это церковнославянское слово), то есть, настолько искривлена, что распрямиться не могла. И в таком положении она находилась восемнадцать лет. Если нам согнуться, опустить голову и простоять так какое-то время, мы получим представление об этом состоянии — в нем вообще мало что можно делать, разве что печалиться и унывать.
Тем не менее, при таком недуге она пришла в храм, где Господь Иисус Христос, увидев ее, обратился к ней и исцелил. Это было в субботу. И старейший в этом сонмище осудил Христа, сказав, что добрые дела можно совершать в течение шести дней недели, а седьмой – день покоя, который определен еще в Ветхом Завете как упокоение от любых дел. Но эта женщина связана немощью, замечает ему Господь, она находится в тяжелом состоянии. «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?». И это не является запретным трудом, это естественное действие, необходимое для того, чтобы животное не погибло.
Более того, по Ветхому Завету, шесть дней предназначены нам на исправление своих дел, а день седьмой, последний день недели, задуман как день служения Господу Богу. Это день добрых дел, а не подчеркнутого безделья. День, когда человек должен был посвятить время и силы на то, чтобы угодить Господу Богу, и через это восстановить себя для дальнейшей трудовой деятельности. Подобным образом Господь дает евреям указание об обработке земли: возделывать участок шесть лет подряд, а в седьмой год не работать на нем, чтобы земля восстанавливалась.
Итак, суббота — время духовной активности прежде всего, для того, чтобы мы не забывали, Кто сотворил нас. Да, суббота, день покоя, скажем мы. Все понятно. Но тогда почему у нас это – воскресенье? Но дело в том, что воскресный день – первый день недели. Именно с этого дня, дня Христова Воскресения, начинается наша христианская эра, наша жизнь и наша Вечность. «Ибо если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел,- тщетна и вера наша, тщетно и упование наше».
Во многих евангельских толкованиях можно найти мысль, что скорченная женщина – прообраз каждого из нас. А точнее — всего человечества. Грех «крючит» человека. И именно грех заставляет не только бежать, но порой даже ползти к Богу. Оттого, что больше ничего не остается делать. Грешащий человек связан путами, даже ноги не способны двигаться в нужном направлении… «Как не способны? Ведь мы ходим по улице, ведь вот мы пришли в храм». Но речь идет о духовных «ногах», о направлении души. Почему человек, иной раз даже понимая, что губит себя, продолжает это делать? Почему его ноги — его мысли, его внутреннее расположение, направлены вроде бы куда надо, но делает он не то что надо. Казалось бы: детям своим желаем добра. Но, воспитывая, направляем их не туда… И в итоге, когда мы видим, что наш ребенок отдает нам то, что мы в него сеяли, мы прекрасно понимаем, что вкладывали в него не то. И понимали еще тогда, когда сеяли…
Труд воспитания начинается не тогда, когда я что-то ребенку говорю, а тогда, когда во мне вообще возникает расположение иметь детей. Насколько во мне порядок, настолько и в ребенке будет порядок. Если во мне беспорядок, то же будет и в мире, меня окружающем. И здесь бессильны все эти «меня никто не научил» и «все так делают».
Удобное оправдание! Такое впечатление, что нас кто-то заставляет. Ну да, заставляет… если мы не думаем. Если мозг у нас отключен и в принципе неспособен адекватно воспринимать сигналы, входящие извне. Трудно сопротивляться влиянию общества вокруг: общества всех грешащих, сквернословящих, завидующих, осуждающих, блудящих… Но дело в чем — а кто избрал за нас общество, в котором мы пребываем? Когда мне говорят, что все вокруг делают аборты, что все живут в гражданском браке, я отвечаю: «А я не знаю этих всех. В моем окружении таких людей нет ни одного». Выходит, мы сами выбираем, — и более того! – сами создаем свое окружение.
Если мы носители определенной культуры, определенного посыла, если наши руки не замараны грехами, то безусловно, те люди, которые вокруг нас, соприкасаясь с нами волей-неволей соприкасаются с нашей культурой. Воспринимая нашу культуру, они несут и передают ее дальше. Это, если хотите, тоже причинно-следственная связь. Это такая добрая зараза, доброе преемство – а в нашем христианском контексте это называется «причастие». Когда человек причащается Богу, он становится причастен тех благ, которые есть только у Бога. У человек этих благ нет, он удобопреклонен ко злу. Мы скорее склонны оправдать свои грехи, впасть в дурную привычку, не преодолевая ее. А Господь призывает нас к иной жизни. Работа над собой — в том числе и формировать мое отношение к миру окружающему, к тому, что влияет на меня, во мне перемалывается, во мне отражается, что в итоге двигает меня к действию. Почему Господь говорил: не то сквернит человека то, что он вкушает, но сквернит то, что исходит из него.
Скрюченная жена, невзирая на недуг, пришла в храм. В чем и мы, так же скрюченные, нуждаемся. Храм, конечно, это не только стены. Это сердце человека, в котором пребывает Бог. Но дело в том, что вне храмовых стен сердце воспитать очень сложно. Ибо оно склонно к дурному: из сердца человеческого, говорит апостол, исходит всякое зло. И цель христианской жизни, по сути – не только наследие Царствия Небесного, но и чистота сердца, как сказано в заповедях блаженства.
Эта притча дает два типа людей, приходящих в храм. Скорченная жена пришла с верой что Господь ей поможет, а фарисей, сделавший Христу замечание, уже неспособен принять от Господа Бога ничего. Ибо он законник, он знает что его, безусловно, правильные действия оправдывают его. А прав он потому, что выполняет внешний закон пред лицом людей. Что же происходит с этим лицемером? Он упрекает Господа Бога за творение доброго дела, которое совершается во славу Божью.
Ведь как иной раз бывает с нами? Мы в храм ходим? Ходим. Правило молитвенное — читаем. Посты — соблюдаем! Но при этом, внешнее исполнение форм – это еще не содержание. До качественного содержания нужно дорасти. Говорим, к примеру, что необходимо строго соблюдать пост. Но позволяем себе осуждать, злословить. А ведь по сути, доброе дело – не только пассивное воздержание от греха, но и активное преодоление греха в себе, противостояние страстному посылу. Это изменение образа жизни! Лежа в постели святым не стать, даже если внешне ничего «запрещенного» не делать. То же самое и с воскресным днем. Казалось бы, славянское слово «неделя» — «не делай», но это не призыв к праздности, это призыв к…
…Больше времени уделить чтению Писания, своим детям, общению с близкими. Всему тому, на что так не хватает времени в течение недели. В силу суетности, многозаботливости, работы, в конце концов. По идее, ради того, чтобы любовь Божья восторжествовала, чтобы явить по отношению к близким христианскую веру, я должен в этот день посещать больных, совершать добрые дела — то, что в моих силах. Но по зову веры, перед лицом Бога. И это совсем другой подход. Господь и учит как раз законников-иудеев тому, что не суббота для человека, но человек для субботы. И покой Бога в седьмой день после творения человека – покой после праведных трудов.
Пост — тоже особое время. В христианском календаре он стоит наряду с праздниками. Хотя, вроде, это трудовое поприще. Но дело в том, что пост — великое время, когда человек может хотя бы в некоторой степени постараться совлечься суетных попечений сверх необходимости. Бывает что человек понимает, что нет необходимости столько работать, но работает по привычке, как заведенный механизм. «Ценю ли я момент?». Да куда там, быстрее бы день прошел. Неделя за неделей, месяц за месяцем, годы летят, а следа от меня будто не остается. Дети растут незаметно, а что в них осталось? Мое сердце, мое слово, мое тепло, может быть? Время, проведенное с ними, или доброе дело, которое в них отразилось? Выходит, что время поста с одной стороны, вроде бы посвящается Богу, а при этом оно нам Господом отвоевано. «Остановись, сделай доброе дело! Ради себя, ради близкого. А значит, ради Меня». И совершенное ради Христа становится поистине добрым делом…
Наша «скрюченность» не фатальна. Человек, когда встает на путь исправления, уже имеет шанс исправиться. Вспомним блудного сына, который ушел от своего отца в страну далече, расточил имение, пал настолько низко, насколько мог. Но раскаялся и пошел к отцу, и отец не только его простил, но и отдал ему все, что у него было. Бог, сотворивший нас, знает наши немощи. Он знает обо всем, что с нами происходит (иной раз по нашей лени, по нашему нерадению)… И вот особенно от этих уз праздности, равнодушия, беспечности нам надо освобождаться прежде всего. «Нет времени» — не оправдание, но вопрос самоорганизации. Как известно, человек, который успевает, успевает везде. А тот, кто не успевает, он везде опаздывает. Банально, но так оно и есть: не успевает в духовной жизни, в материальной отстает и здоровье утрачивает. Поэтому будем везде радеть, и прежде всего, в духовной жизни. И пусть к Богу нас направляет не страх наказания, не только желание наследовать Царствие Небесное, но любовь, которая побуждает нас трудиться Господу Богу бескорыстно.
Аминь.
Подготовила Татьяна Колодяжная.
все новости