+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Геронтология — православный взгляд

Дата публикации: 01.04.2016

Геронтология - православный взглядДоклад на собрании Общества православных врачей 16.02.2016 года.

Тема: «Геронтология — православный взгляд».
Мирослав Бурлаков, хирург-интерн

Можно рассуждать о том, что укорачивает жизнь больного — лекарства или болезнь, но жизненные наблюдения показывают: человек умирает не от химии и не от болезни, — человек оканчивает свои дни по промыслу Божьему. Бывает, праведник быстро завершает свои земные дни, — чтобы в вышнем мире славословить Творца. А бывает, грешник долго влачит свое земное существование, болеет, страдает, получая возможность осознать свое падение. Мирская логика и православное понимание вопросов продления жизни не соответствуют друг другу, ибо что есть промысел Божий о наших судьбах?

Наука геронтология, занимающаяся проблемами старения, старческих болезней, попытками продления жизни (гериатрия) так и не смогла раскрыть тайну продления жизни. (Неоязыческая психотерапия потому и получила такую популярность, что дала людям старую версию о продлении жизни, — мистические доказательства вечности души и версии «кармических перевоплощений» или колдовских превращений.)

В области продления жизни геронтология и психология сходятся вместе, демонстрируя общий узел проблем, крупнейшими из которых можно было бы назвать следующие:
1. Страх смерти и депрессии;
2. Продление плотской жизни;
3. Сохранение дееспособности и работоспособности по старости.

Геронтология - православный взгляд

Продолжительность жизни человека на земле определена в 120 лет: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Быт. 6, 3). Однако, человек живет гораздо меньше. Складывается впечатление, что он всю жизнь только тем и занимается, что укорачивает себе земной век, нарушая экологию внешней среды (воздух, вода, пища) и внутренней среды (лекарства и пища). — Ибо что есть экология? — Богом данная чистота. — Что есть загрязнение? — Результат человеческих рук, каиновы производства машин и лекарств. Пора вернуться от обольстительных мыслей о прогрессе цивилизации. С развитием промышленности мы наблюдаем регресс, утрату внешней и внутренней чистоты и укорачивание жизни.

Многочисленные попытки решить вопросы геронтологии материалистично, научно, оказались неудовлетворительными для многих ученых и пытливых людей. Очевидно, что решение вопросов геронтологии невозможно без евангельской истины Христа. Вопрос продления человеческой жизни в Православии решается особым образом: только через Сына Божия, через Его крестные страдания люди получили право вечной жизни. Теперь каждому человеку предоставляется благая возможность следовать заповедям Божиим, отказаться от греха, укрепляться духом в Таинствах Апостольской Церкви, готовясь к великой тайне перехода в жизнь иную. Тело, подверженное тлению, умирает, и затем человек воскрешается и получает новое тело. Но какое нас ожидает воздаяние? Вспомним, что сказал Господь: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им (Лк. 12, 36-37).

Ступени жизни человека

Больной человек может отойти в мир иной только по промыслу Божьему, хотя в справках о смерти мы, врачи, пишем: «От остановки сердца…От интоксикации…От кровоизлияния в мозг… и пр.». Но от чего остановка сердца и другие причины? Живем во грехе и не каемся, проводим дни в телесных удовольствиях и страха Божия не имеем, так какого же бессмертия ожидаем? Повсеместно процесс лечения идет своим порядком: реаниматологи реанимируют, хирурги «режут и зашивают», медсестры ставят капельницы, — но все это ходит вокруг центрального события: решения Божия, призвать человека к ответу или оставить в мире. И кто знает, что лучше, — страдать в мире или отойти в запредельность.

Рассматривая узел проблем геронтологии, мы, православные врачи, должны разделять точку зрения Церкви: нет решения проблемы страха смерти и проблемы депрессий без частых посещений храма, исполнения благодатных Таинств, постов, молитв, душеспасительных чтений святых Отцов.

Геронтология и катамнез. С точки зрения геронтологии мы рассматриваем предельный катамнез — отдаленные результаты лечебного воздействия, проявленные в старческом возрасте. С точки зрения христианского учения о бессмертии души мы рассматриваем запредельный катамнез: с момента клинической смерти после смерти телесной оболочки. Если запредельный катамнез подробнейшим образом обозначен в книгах Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти» и Серафима Роуза «Душа после смерти», то в свете православного учения и мы, врачи можем обозначить запредельный катамнез как Божий суд и определение души в надлежащее ей по заслугам место. Предчувствуя приближающуюся кончину болящего в случае тяжелой неизлечимой болезни мы должны, пользуясь своим авторитетом, вовремя указать ему путь спасения, в лоне Православной церкви. И кто знает, в смысле запредельного катамнеза, что важнее, — инъекция лекарства или своевременные исповедь, причастие, соборование.

В отличие от недалекой материалистической доктрины медицины православные врачи обладают более широким кругом понимания проблем и должны предупреждать болящих: богохульство наказуемо болезнью, нередко тяжкой и безобразной. Схематически катамнез и отрезки человеческой жизни можно обозначить следующим образом:

Рождение — младенчество — отрочество — юность — зрелость — старость — кончина — Суд Божий

Лечение — ближайший катамнез — отдаленный катамнез — предельный катамнез — запредельный катамнез

Геронтология

Атеистическая медицина в основном занимается проблемами ближайшего катамнеза (обезболивание, сниженение температуры, снижение давления и т.д.) и реже отдаленного катамнеза (диспансерное наблюдение, которое так и не удалось организовать в СССР ввиду отсутствия заинтересованности обеих сторон, и врача, и болящего). Православная медицина имеет более широкие горизонты охвата проблем личности, начиная от снятия симптома сегодня и кончая исходом из жизни. Вопрос в том, что бесконечно уважая личность болящего, мы занимаемся всеми видами катамнеза в равных долях, при первенствующем запредельном катамнезе. Наконец, коренное отличие православной медицины — серьезное рассмотрение предельного и запредельного катамнеза и ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ИЗМЕНИТЬ.

Когда мы молимся на ектении: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны» просим, мы обозначаем это возможностью изменить, с Божией помощью, предельный катамнез.

Когда мы молимся на ектении: «Добраго ответа на Страшном Судищи Христове просим«, мы предполагаем возможность, с Божией помощью, изменить запредельный катамнез. В атеистической медицине нет таких понятий и нет ответственности врача за подобные серьезные вещи. На первый взгляд, врачу можно было бы не предавать значения подобным вопросам, но их значение очень глубокое.

Монах у креста, старушка читает газетуНе занимаясь духовными вопросами, связанными с процессом ухода из жизни, атеистические врачи дали широкую возможность языческим культам отбирать умирающих больных для ада. Речь идет о буддистских и иных хосписах, в которых умирающих обучают тому, как встречаться с бесами и поклоняться им. Мы же по учению Православной Церкви должны помнить завещание преподобного Исайи Отшельника: «Ежедневно видеть перед очами смерть и заботиться о том, как совершить исход из тела, и как пройти мимо властей тьмы, имеющих встретить нас в воздухе».

Разумеется, под прикрытием блага для больных, не занимаясь духовными вопросами вообще, или подменив их оккультной мистикой, медики могут советовать им обращаться к бабкам, экстрасенсам, гипнотизерам, магам и прочим колдунам. Так нередко и происходит в реальной жизни. Но не принимается в расчет запредельный катамнез: кто будет отвечать за грех обращения к колдунам? По православному учению, все люди проходят мытарство волхвования после смерти, когда бесы будут истязать душу за грехи чародейства, гадания, наговоры (например, сытинские), шепоты (по бабкам) и т.д. Мы должны это помнить и предупреждать болящих об опасности отпадения от Бога в стремлении попытаться выздороветь любыми способами, в том числе и колдовской силой сатаны.

доклад подготовил: Мирослав Бурлаков, хирург-интерн


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
2 922
В начало страницыВ начало страницы