+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Евангелие, как основа традиций русской медицины

Дата публикации: 14.10.2016
Епископ Пантелеимон (Шатов)

Епископ Пантелеимон (Шатов)

Доклад на собрании Общества православных врачей 27.09.2016 года.

Тема: Евангелие как основа лучших традиций русской медицины.

Докладчик: Абушкина В.Г.- КМН, детский врач–ортопед

Использованы материалы доклада председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, председателя Общества православных врачей России, епископа Орехово-Зуевского ПАНТЕЛЕИМОНА на Пятом Всероссийском съезде православных врачей ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОСНОВА ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ МЕДИЦИНЫ.

Когда мы говорим о Евангелии, мы говорим не просто о тексте, не просто об одной из книг, которых так много написано в истории человечества. Евангелие не просто некий текст, не просто набор правил и догматов, постановлений, заповедей. Евангелие — это вход в другой мир, связь с другим миром, с Тем, кто руководит миром и без Чьей воли не совершается ни одно событие. Евангелие помогает нам осмыслить и понять Божию волю о нас самих и о мире, найти путь и научиться полноценно жить так, как это было задумано творцом. Далее отец Пантелеимон привел слова из Евангелия: «Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя есть истинно пища, ибо Кровь моя истинно питие». Вот эти слова должны быть особенно актуальны для врачей. Эти слова знали наши предки, знали наши врачи. И они понимали, что есть только один Врач истинный – сам Бог, который врачует всякую немощь, в том числе через руки врачей, через их действия. И в каждом настоящем враче соединяется, с одной стороны, неприятие болезни и смерти, с другой – понимание смысла страдания, смерти человека, которая не является концом жизни, а переходом в лучшую жизнь.

Мы знаем, что Господь дал дар целительства. Это дар от Господа. И настоящие врачи могут получить этот дар. И каждый врач, когда он лечит больного, должен надеяться не только на лекарства, не только на высокие технологии, не только на свое образование, он должен уповать на помощь Бога. Мы знаем, что наши выдающиеся врачи, такие как свт. Лука Войно-Ясенецкий, перед каждой операцией обращались к Богу.

Бессребреничество делало врача любимым своими пациентами, которые обращались к нему не как к тому человеку, который оказывает услуги, а как к благодетелю. Конечно, это бессребреничество воспитывается чтением Евангелия и участием в церковной жизни. Я бы сказал, что врачи одни из тех, кто прямо исполняет заповедь Христа, данную перед тайной Вечерей. Господь умыл ноги своим ученикам. И врачи продолжают это делание, это служение любви. И помнить о том, что совершил Господь, очень важно для врача.

Господь умывает ноги своим ученикам

Господь умывает ноги своим ученикам

Евгений Сергеевич Боткин в своих лекциях говорит о необходимости сочувствовать больному. И это очень созвучно Евангелию. В притче о милосердном самарянине Спаситель говорит о мотивации самарянина. Когда он увидел страждующего человека, он умилосердился, сжалился на этим человеком. Вот это милосердие, сострадание, сочувствие к больному – необходимое профессиональное качество настоящего врача. Сочувствие, сострадание к больному, общение с больным – обязательное дело врача и оно находит подтверждение в Евангелии.

Может возникнуть вопрос: А что же делать, если у врача нет этого сострадания, милосердия? В этом случае надо молиться. Сейчас очень модно говорить о выгорании врачей, медсестер. Конечно, когда врач принимает очень много больных, трудно к каждому проявить должное внимание. Но все это, конечно, не оправдание тому, что врач перестает сочувствовать, милосердно относится к больному. Говорят: «Всех не нажалеешься. Если через сердце пропускать все страдания, сам помрешь раньше времени». Но у православного врача есть способ, как сделать так, чтобы эти страдания его самого не губили. Он обращает в молитве эти страдания к Богу. Он пропускает их через свое сердце, но они его сердце наоборот очищают, делают крепким, сильным, не приводят к каким-то трагедиям, к какой-то болезни. Сам Господь пришел на землю, чтобы воспринять все наши страдания. Он пережил даже опыт богооставленности. Как Он мог прикоснуться к этой самой главной трагедии современного человека- отсутствию веры в Бога?. Он не потерял веру, но он воскликнул: «Боже мой, Боже, почему ты меня оставил?» — вопрос, с которым очень часто современные люди обращаются к Богу. Евангельские заповеди начинаются как раз с заповеди о духовной нищете, как раз с того, что человек не чувствует в себе ничего хорошего. И святые отцы говорят, что тогда начинается путь духовного роста, когда человек увидел свои грехи, как песок морской. Он увидел, насколько он не прав, грешен, немощен. Осознание, что у человека что-то не получается, он не сострадает, не проявляет милосердие, не должно отталкивать от больных, не должно быть оправданием. Все это должно преодолеваться человеком. И путь преодоления указан: «Блаженные нищие духом». Осознай эту нищету. «Блаженны плачущие». Восплачь об этом. Ноне просто смирись, не просто признай, оправдывая свою грубость к больному, свое равнодушие, а попроси у Бога помощи. Тогда ты станешь кротким, тогда ты узнаешь правду о милосердии Божием и сам станешь милосердным. Врач не должен считать себя божеством, неподступным, не должен брезговать больным. Примером является Христос, который умыл ноги ученикам, который не брезговал ни прокаженными, ни бесноватыми. Всей нечистотой Христос не брезговал. Он позволял всем прикасаться к Себе и был открыт людям. Мы с вами, когда становимся больными, знаем, как важно, чтобы врач был к нам ласков, нежен, внимателен, заботлив. К такому врачу возникает доверие. Драгоценное и сильное лекарство, которое нередко гораздо больше помогает, чем микстуры и порошки. Главное – это любовь, главное — это щедрость врача в заботе о больном. Нам всем нужно обязательно читать Евангелие. Без этого чтения мы сами себя лишим очень важной нравственной основы, мы будем забывать о Христе.

Врач с больным пациентом

Быстрая смена событий, интернет, телевизор, весь этот мир, который нас окружает, может вытеснить из сердца образ Христа. Но все это многообразие жизни, вся яркость – это псевдояркость. Святой праведный Иоанн кронштадский говорил, что искусство, театр – это зеркало, которое обращено к земле, в котором отражается земля, лужи, грязь, а Литургия, Евангелие – это зеркало, которое обращено к небу. Конечно, для нас с вами важнее знать Евангелие, знать вечные истины.

Современный мир все время ищет что-то новое. Старое ему кажется ненужным, неинтересным. Но мы знаем и храним традиции. Без этих традиций мы потеряем то главное, что есть в нашей жизни. Ту главную радость, которая есть. И поэтому, конечно, нам очень важно обращаться к Евангелию. Главное обращение к Евангелию – на Литургии. Я знаю по своему опыту, что на Литургии ты вдруг понимаешь то в Евангелии, что не понимал, когда читал у себя дома.

Я думаю, что Евангелие должно быть главным руководством врача в его деятельности. Я не отрицаю современных книг, современных методов лечения. Конечно, это важно и нужно, но одного без другого быть не может.

И вспомним последнюю беседу Христа с учениками, Евангелие от Иоанна. Она напоминает нам о том, что Сам Господь говорит с нами, с каждой человеческой душой:
«Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога, и в меня веруйте… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» — говорит Господь.

Докладчик: Абушкина В.Г.- КМН, детский врач–ортопед.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
3 0
1 744
В начало страницыВ начало страницы