+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Думать, что праведников Бог любит больше — заблуждение

Татьяна Теточко
Дата публикации: 28.02.2019

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 24.02.19

Если мы всматриваемся в сердце свое, то видим свои грехи. Иногда это страшно, но так и происходит воспитание сердца. Видение греха своего учит человека предстоять Богу и нуждаться в Нем. Но при этом, Господь Бог закон дал не для того, чтобы нас наказывать. Хотя казалось бы, преступление против закона должно повлечь наказание. И думают так те люди, которые считают что Бог есть только Судья, Который дал закон, чтобы на Страшном Суде обвинить человека. Но мы помним, что Бог есть Отец Небесный. В нашей главной молитве мы так и обращаемся к Нему: «Отче наш», помня о том, что Бог — прежде всего любовь. Его любовь настолько неизреченна, что ее невозможно как-то измерить и ей невозможно подражать.

Иной раз мы думаем: любовь, наверное, это то, как я люблю своего ребенка/супруга/своих родителей, или тех ближних и дорогих, кто сделал мне много добра. Наверное, в некоторых случаях, когда меня жизнь спросит, готов ли я отдать последнее ради этого человека, то где-то мы может быть и будем готовы даже жизнь отдать, как мать отдает ее за дитя свое. Но при этом мы помним слова пророка Исаии: даже если мать забудет дитя свое, то никогда не забудет Отец Небесный народ Свой. Эта удивительная любовь Божия характерна еще и тем, что она не изменяется даже когда человек грешит. Когда мы думаем, что Бог гневается на человека, когда полагаем, что Бог любит больше святых и праведников, а тех, кто грешит, не любит и даже ненавидит — то мы очень заблуждаемся. Бог всех любит. А человек грехами своими лишает себя той любви и того света, которым Бог хочет просветить его жизнь.

Этот свет на самом деле облегчает душу человека. Потому что грех — это наша беда. Если представить, что грехов больше нет, наша жизнь превратится в рай. Если у нас нет уныния, лени, блудных влечений, нет осуждения, есть совершенное почтение к родителям… Мы представить себе не можем это безгрешное состояние. Это бесстрастность — но не потому, что человек себя сковал. Нет, такой человек способен радоваться и дарить радость другим, способен веселиться и делать все без греха. Это рай?

Так вот, Господь говорит: чадо, Я не хочу, чтобы ты был в аду и твои грехи тебя мучили. Поэтому и говорю: вот это грех, и это грех, а это страсть. И весь наш путь земной — путь к обретению себя в вере, которое мы называем обращением к Богу. Господь Иисус Христос недаром призывает: «Покайтесь!». Ибо без покаяния человек неспособен Евангелие услышать, понять и исполнить. Господь предлагает нам свет солнца, а мы отвечаем: мы не готовы этот свет принимать. «Я до сих пор хочу в рай, но не сделал для этого ничего, и даже не вижу в своей жизни ничего хорошего». А ты открой глаза! Да, увидишь и грязь, и мусор. Но это твоя задача — вычищать из сердца мусор и делать себя лучше. Это трудно и требует честности по отношению к себе.

Сегодня мы слышали притчу, которая продолжает эти мысли. Святые отцы говорят о ней, что даже если бы в Евангелие поместили ее одну, она передавала бы суть Божественной любви. Эта притча о каждом из нас, про каждого, кто задумывался, что он Божий, но его движение к Богу отсутствует. Мы видим отца, у которого есть два сына. Отец богат и имеет определенное состояние. И вот младший сын вдруг решил пожить для себя. «Дай мне мою часть имения», — обратился он к отцу. Получив деньги, он уходит в далекую страну, где растратил все свое богатство.Он жил так, как ему хотелось, тратил деньги на развлечения и на свое удовольствие. А потом, когда средства кончились, в той стране наступил голод. Он стал наемным рабом и от голода дошел до того, что пытался есть рожки, которые давали на корм свиньям.

«Что же я тут делаю?», — понял юноша в какой-то момент, — «ведь рабы в доме моего отца живут лучше, чем я здесь». Он решил вернуться домой и сказать отцу, что по своим грехам уже недостоин называться его сыном, чтобы тот взял его в число наемников. И этот юноша встал и пошел к отцу. 

Неизвестно, сколько отсутствовал сын, но отец заметил его приближение еще издали. Если вспомним, к кому Господь обращается с этой притчей, то ясно, что рассказывает ее он фарисеям. А фарисеи, законники — о них мы говорили на прошлой неделе. Они жили строго по иудейским законам. Надо сказать, что по традициям того времени, во-первых, отец практически никогда не разделял своего имения — оно переходило к старшему сыну. При этом были случаи, когда часть имения выделялась на долю младшего сына. Но никогда не было такого, чтобы имение делилось при жизни отца. 

По мнению фарисеев, отец, простив своего беспутного сына, проявил слабость и малодушие — надо было наказать его! Того, кто идет к отцу со слезами, убогий, неся покаянные слова: «Отче, я согрешил перед небом и пред тобой, и уже недостоин называться твоим сыном». А отец обрадовался, так как увидел прежде всего своего ребенка, который пришел, не ожидая чего-то от отца в безумии своем — он пришел с покаянием. Простить ли его — в отцовской власти, и отец прощает. «Он был мертв и ожил, — говорит он о сыне, — пропадал и нашелся». Для отца, который мучился о том, куда ушел его сын и что с ним, это действительно радость. 

Дальше он устроил пир ради сына, вернул ему все символы его власти. И тут мы вспоминаем о старшем сыне, который был этим возмущен: «Я был с тобой всегда и даже ни разу ты не дал мне и козленка, чтобы повеселиться с друзьями, а ради него заколол быка». «Все, что мое — твое», ответил любящий отец. 

Эта притча, конечно, это обращение к Богу: как и что бы не совершал человек, разрушая себя, от него требуется бесконечное внимание к Тому, Кто есть Бог. Повторим, Бог не есть Судья, Который наказывает. А Он — та Любовь, которая всегда ждет и готова простить. Он ждет, чтобы человек встал на путь исправления, чтобы сообщить ему всю Свою любовь. Потому что Он любит всегда, независимо ни от чего. А что за «страна далече», куда ушел блудный сын расточать свое имение? Прежде всего он отстранил от отчего дома свой ум. Так начинается и отход от Бога — с отвращения ума, со  смены внутреннего направления. Так было и с Адамом, с Евой. «Будете как боги», говорил им диавол, и их мысли ушли в эту сторону, они согрешили, отпав от Бога. Ведь у человека есть свобода, и он способен выбирать, быть с Богом или нет.

Выбирает человек часто что-то, что сиюминутно принесет ему какую-то радость или пользу. Об этом говорит апостол Павел в своем послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно… но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). И в сегодняшней истории Господь раскрывает эти слова. Младший сын имел право взять свою часть имения и уйти. Но при этом, он должен осознавать, что далеко не все, что он делает по своей свободе, будет ему полезно. Ведь если повторять грех многократно, привязывать к нему ум и сердце, то в конце концов, мы становимся его рабами. А значит, это путь погибели и моей, и тех людей, которые мне верили. Поэтому эта притча раскрывает путь, знакомый всему человечеству. От Адама до нас. Это может быть путь, который человек преодолевает всю жизнь, когда после прихода к Богу он осознает свой грех и борется с ним.

Опять в преддверии Великого поста Церковь предлагает нам то, что очень важно. В это время нам нужно находить больше времени и сил, чтобы читать Писание, молиться, усердствовать в посте. И только так можно осознать, как вернуться к Богу из «страны далече». Осознать и деятельно покаяться! Обратить к Нему свой ум, свое внимание. Которое вновь расхолаживается и распыляется… Нам ведь постоянно хочется большего — для тела, для развлечений. И вновь нужно собирать себя, чтобы прийти к Отцу, Который даст нам намного больше того, что мы желаем…

Подготовила Татьяна Теточко


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
275
все новости
В начало страницыВ начало страницы