+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Доступен ли современному человеку тот Фаворский Свет, который видели исихасты?
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 24.03.19
Бог есть Свет и нет в нем тьмы ни единой. Даже ангельский мир в Священном писании именуется вторым светом — как некое отражение Того, первого Света. Сегодня мы празднуем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Ученый муж, аскет, исповедник — его называют богословом Света. Хотя в церковном календаре у него есть дата памяти, Церковь вспоминает его и на второй неделе Великого поста. Ибо он тот, кто сформулировал один из постулатов, который является столпом нашей веры. Ту цель жизни православного христианина, которая именуется «обОжением» — «тэосис» по-гречески.
На прошлой неделе мы праздновали Торжество Православия. В этот день вспоминаем многих еретиков, искажавших христианское учение. Но при этом мы вспоминали и то, что Православие, в конце концов, ниспровергло ложные учения и утвердило веру. И мы, будучи христианами, исповедуем Символ веры, в котором выражена вся суть веры. Вера в Бога, в Святую Троицу, Церковь, единое крещение и жизнь будущего века. Для нас это не просто слова, но то, что определяет нашу жизнь и наше отношение к Богу, к людям, и к словам и к делам. Святые: Григорий Нисский, Григорий Богослов, Григорий Палама — стали теми, кто и после Вселенских соборов столкнулись с ересью. Это лжеучение, искажающее истинное понимание не только нашей веры в Бога, но и нашего спасения. В чем суть этой ереси?
Некий Варлаам Калабрийский, ученый, монах, побывав на Афоне узнал, что там существовала группа людей, которые называли себя исихастами. Исихасты молились, используя особую духовную технику и утверждали, что во время молитвы видят особый свет — то нетварное сияние, которое озарило апостолов во время Преображения Господа на горе Фавор. И Варлаам посмеялся над ними, указывая на то, что они якобы находятся в состоянии прелести.
Оппонетом Варлааму стал святитель Григорий Палама, который уже в юном возрасте оказался на Афоне и прошел школу исихии, безмолвия, опытного Богопознания. Он был очень грамотным, образованным, причем не только по-богословски. Но и знал философию, был способен к вести дискуссии, полемизировать на высоком уровне. Против ереси нечестивого Варлаама он выступил со своим обращением: «Триады в защиту священно-безмолствующих».
Святитель Григорий Палама родился в конце XIII века и был воспитан при дворе императора. Он получил глубокое образование, но при этом стал монахом-афонитом и воспитывался в духе исихии. В чем был смысл исихазма? Они видели единственную цель своей жизни в Богообщении, Богоуподоблении. И самым коротким путем к нему была молитва. А важнейшим условием этой молитвы был отказ от всего, что ей мешает. Причем это могли быть не только внешние условия, мирская суета и прочее, но и даже само помещение монастыря. Поэтому монахи-исихасты удалялись в пустыню, в уединенные места. Там они совершали молитву. Они отгоняли от себя не только отрицательные, но и положительные помыслы. Таким образом они делали свой ум и сердце безмолвными, удалялись от всякой суеты и шума. Душа становилась расположена к Богу, молитве. Так родились те молитвословия, которые известны нам сейчас: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». В монашеской аскетической практике они утвердились со времен Евагрия Понтийского как молитва непрестанная.
Мы помним наказ апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). И казалось бы, как это может быть исихией для человека, живущего в миру? Но монахи воспринимали Священное писание буквально, руководствовались им, не оправдывая себя в неудачах. Поэтому исихасты достигли именно той формы молитвы, которая является путем познания Бога. Причем не теоретического, через философские суждения, на что опирался нечестивый Варлаам, но именно практического Богопознания, эмпирического.
Поэтому, исследуя труды Григория Паламы, мы убеждаемся, что этот человек не просто учил, но говорил всегда от своего имени и опыта. Святитель Григорий учил не только об обожении, говоря о практике исихии. Он писал о том, что каждому христианину необходимо приобщаться Богу и идти путем обожения. Конечно, святые подвижники в монастырях Афона достигали видения Нетварного Света, Божественной энергии, и таким образом преображались, обоживались. Бог просвещал их душу, сердце, тело. Это как преображение Господа на Фаворской горе.
Да, мы не исихасты. Да, очень часто мы живем вынужденно, в условиях, которые не располагают к той совершенной молитве. У кого-то даже нет к этому и призвания, нет расположения. Но при этом мы знаем, что наш путь — путь молитвы, поста, отказа от страстей и борьбы с ними, путь очищения. И именно эта дорога предполагает в конце концов обожение для нас. Нередко мы, христиане, на этом пути, будучи несовершенными, сталкиваемся с испытаниями, искушениями, болезнями. И иной раз это происходит помимо нашей воли. Если человек не хотел смиряться добровольно, то он становится вынужденным тружеником. Такой человек идет путем спасения, но для него это не очень легко, и где-то он принуждает себя. Господь, посылая это стеснение, призывая нас к этому плодотворному деланию ради спасения души. Иногда это наступает в конце жизни, вместе с естественными болезнями старости. Христианин в таких ситуациях понимает, что этот путь для него ценен и помогает ему смириться и вспомнить, к чему призывает нас Святая Церковь.
Так почему память святителя Григория Паламы все же отмечается именно сейчас? Дело в том, что он является выразителем той мысли православной, которая, в конце концов, очень четко разделила христианский Запад и христианский Восток. С тех пор та схоластическая философская школа, отвлеченное богословие, богопознание, отвлеченный разговор о Боге так и остался в западной школе и западной Церкви. Но в основу нашего, восточного богословия легло не просто отвлеченное философское размышление о Боге, а именно опытное, практическое Богопознание. Примерами и учителями для нас являются не философы и мыслители, а святые подвижники. Те, кто через свой опыт утвердили нашу веру. И мы через слова святого Григория Паламы не просто говорим о том, что мы верим, потому что так говорят святые отцы. А, пользуясь тем же языком философии, языком понятной для мира науки, святитель четко разъясняет, что есть такое Свет Нетварный, Фаворский.
Как это можно представить и выразить, даже в мыслях? Но тем и уникален святой Григорий Палама. Он раскрывает этот смысл, который мы встречаем и у Симеона Нового Богослова, о причастии Духа Святаго Божьего реальным образом, о преображении человеческой природы, не только духовной, но даже и телесной. Ибо коль человек согрешает и душой, и телом, то и освящаться он должен также всем своим существом. И как Христос, Который есть Свет от Света, явился не просто видимым образом Духа, но воплотился, восприняв человеческую природу, чтобы освятить и полностью исцелить духовное и телесное начало человека.
Поэтому сегодня мы вспоминаем богослова Света. Того, кто учил, что мы призваны к жизни во Свете. Сам Господь Иисус Христос говорит: «Я — Свет миру» (Ин. 8:12). Или: «Свет пришел в мир и тьма не объяла Его» (Ин. 1:5). Господь призывает нас, чтобы мы были чадами Света. В Великий пост наступает та особая пора, когда тьма в нашей душе рассеивается и приходит день.
Как встать на путь обожения мы знаем — через исполнение заповедей Божьих. И в этом делании мы узнаем совершенную свою немощь, несовершенство, понимаем свою нищету и нечистоту перед Богом. Даже если внешне, перед близкими, мы исполним заповедь, то внутренне предстоя перед Богом, прекрасно осознаем, насколько мы далеки от того, к чему призывает нас Господь. Где в нас горение духа, стремление к Господу? Отсюда в нас появляется необходимость молитвы, и молитвы внимательной. Вспоминая исихастов, которые отбрасывали из своей жизни все, что мешает их безмолвию, их тишине, этому состоянию предстояния перед Богом, что уж говорить о нас, живущих в постоянном шуме говорильни! Суета дел, слов, помыслов, телевизора, радио.
И наша задача, в Пост в том числе, хотя бы положить начало освобождению от этого шума. Выключить телевизор, не слушать никакую музыку, иначе взглянуть на то, что мы читаем. Ведь нередко и чтение у нас праздное, которое не собирает человека, а расточает. А ведь, «Кто не со Мною, тот против Меня; и ктоне собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11:23). Поэтому мы и обращаемся к Господу Богу, молимся Ему. Чтобы Он, видя нашу тьму и суету, наш шум, позволил нам увидеть тот Свет, который явлен нам во Христе. И пусть молитвами святителя Григория Паламы каждый из нас будет помнить, что мы призваны быть чадами Света. А для этого нам нужно полагаться на Господа Бога, обращаться к его святыне, и помнить, что самое тесное сочетание со Христом — это таинство Причастия.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости