+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

День Святого Духа. Троица на Руси.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 19.06.2016

В понедельник после Пятидесятницы совершается праздник в честь «Всесвятаго, и Животворящаго, и Всесильнаго Духа, Единаго от Троицы Бога, Единочестна и Единосущна и Единославна Отцу и Сыну». Прославление Святого Духа после празднования Святой Троице совершается «чести ради ко Всесвятому Духу».
Синаксарь понедельника Пятидесятницы

Листики берёзы

День освятителя. Духов день. Продолжение праздника и благодати

Митрополит Вениамин (Федченков)

Так называемый Духов день есть особый праздник не только потому, что он отдельный, но и потому, что по существу своей «благодати» он совсем иной, чем Троица. Впрочем, лучше сказать: он, как в порядке празднования, так и по «благодати» праздничный, является «ПРОДОЛЖЕНИЕМ» — Троицына дня. А именно.

Все предыдущее приводит нас к тому, что после Пятидесятницы или даже с нее начинается проявление спасающей деятельности Святого Духа, или Царство благодати.

День Святого Духа

Посему естественно, что Совершителю сего спасения, Осуществителю, и посвящается первый же день за Троицей. Но еще можно говорить о продолжении духовной благодати.

Мы видели, как во вчерашнее Царственное торжество постепенно проникали тревожные печали. Я думаю, что это Господь попустил не случайно, — чтобы привести к более глубокому уразумению необходимости спасающего Врача. Спасение — исцеление или, точнее, лечебные средства найдены — Божественные силы к жизни и благочестию (2 Пет. 1,3). Но нужно ими воспользоваться. «Очиститель от скверн» пришел: нужно предать себя Ему в лечение. И понятно становится: почему Господь попустил пережить мне «рабское», болезненное состояние. Дано было почувствовать: к чему мы призваны; но от этого лишь явнее стали наличные язвы.

И понятно, что человек захочет исцеления от них. А это и подводит нас к Духу Святому, нас освящающему. Святитель Григорий Богослов говорит: «Дух Святой действовал, во–первых, в ангельских и небесных силах: их совершенство, озарение, неподвижность к злу — от Святого Духа. Потом действовал в отцах и пророках. После сего действовал в учениках Христовых; и в них — троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различных времени: прежде страдания Христова (Мф. 10, 1—20), по воскресении Его — явственнее (Ин. 20, 22), и в день Пятидесятницы — существенно».
Бабочка_15

Освящение есть дело именно Третьей Ипостаси Святой Троицы — Духа, Который поэтому и называется по преимуществу Святым. Итак, мы должны предать себя на очищение Ему, на исцеление.
«Прииди, вселися, очисти и спаси!»

Веяние тихого ветра

Какую же «благодать» восчувствовал я в понедельник? Опишу, что было нынешний год. Иногда бывало и иначе несколько. А другие годы ощущения были подходящие к нынешнему; только ныне ярче, заостреннее.

В Духов день уже не бывает такого торжества, как в Троицу. И народу гораздо меньше в храме. И веселие не чувствуется. И точно «тише». Если вчера был шум, как бы от бури (Деян. 2, 2), то ныне чувствуется веяние тихого ветра (3 Цар. 19, 12), как явился Господь пророку Илии.

Не только тишина в храме, но и в душах и даже в лицах немногих молящихся. Даже и в службе это исключительно, особенно выражается: в такой великий праздник утреня почти будничная: нет ни «хвалите», ни чтения Евангелия, — как и в будни.

И только конец, с стихир на «хвалите» и великое славословие, — праздничный.

Правда неожиданно? Но ныне так и должно: наступает целая многотысячная, может быть, эпоха «деятельности» Святого Духа! Над грешниками. А в этом так мало праздничною. Что это значит?

Из предыдущею мы можем сделать вывод, что теперь начинается время не торжества, а «работы», — выражусь словом митрополита Московского Платона, — и работы трудной, с больными, грешными, не чистыми, скверными.
Бабочка_11

Церковь есть больница. . . Святой Дух — Врач. Но когда же прославляли в больнице врачей? Да еще сами больные? Да еще прежде выздоровления? Они, наоборот, скромны, просительны, тихи. . . И Врач обходится внимательно, но спокойно — ответственно, тихо. Начинается лечение, спасение — в тишине… И мне еще на Троицу запало одно словечко из канона — ТИХООБРАЗНО. И это — лучшее слово для определения благодати Духова дня, Духа Освятителя: ТИХООБРАЗНАЯ БЛАГОДАТЬ.

И воистину так спасает Божий Дух: Он лечит со всею возможною снисходительностью, милостью, постепенно, и все больше «дарами», прощением грехов, незаслуженною радостью, миром. Посему к Нему так приличествует словоопределение Господа — УТЕШИТЕЛЬ.

И потому эту благодать можно бы назвать еще и утешительной!

Но и самое слово «утешение» предполагает печаль, скорбь, муку. . . И они есть — в больной душе. Вот и нужно отдавать себя Врачу Утешителю, Его «тихообразному» лечению. . . Если и делаются Им иногда «операции» сильные, то это потому лишь, что сами люди не хотят воспринимать Его «тихие» способы: молитвы, прошения, содействия в благочестии, — особенно же покаяние: что же может быть легче, тише, мягче, сокращеннее этого лечения, — как исповедь? Только скажи: «болен», и ты уже вылечиваешься! Какая «тихая» милость Святого Духа! А когда этого нет, то по необходимости даются, тем же Утешителем Врачом, скорби — операции.

— Бог и не хотел бы давать нам скорбей; да беда в том, что мы без скорбей–то не умеем спасаться, — сказал мне однажды духовник о. Д. А я добавлю: и сами не желаем.

Бабочка_9

Но как же мученики? как аскеты суровые?.. О, они–то и испытывали самое великое утешение от Духа Святого. Нам даже непостижимое. И святые люди сами жаждут скорбей, лишь бы проявить свою любовь ко Христу. Если же человек живет христиански нормально, то какой мир «царит» в его душе!

Мы знали «Святую Русь»: люди с миром жили и тихо умирали. Чего же больше? Это и была страна Духа Утешителя, страна смиренного покаяния и благочестия.

Впрочем, и ныне всякий христианин в глубине души чувствует мир Божий — несмотря ни на что.

Такова «тихообразная» деятельность Святого Духа. Поэтому теперь нужно понять, что с конца праздника, после недели Всех святых, начинается «страдная», но отрадная пора — покаяния, сокрушения, смирения, молитв, постов («Петровки» сразу), земных поклонов, трудов и проч.

И в службе Октоиха — все это мы найдем с самого же первого дня. . . Работа началась. . . Нужно трудиться. . . Впереди — Царство славы, Царство Троицы… Но путь к нему «узкий», «нуждный»: Царствие Божие нудится (Мф. 11, 12). Однако не уныем: нам все дано; и ведет нас Сам Утешитель, Дух Святой, — ведет тихо, «тихообразно», милостиво, благодатно. Вверим Ему ладии во всю жизнь.

И все же праздник

Но, несмотря ни на что, мы в понедельник ощущаем праздничное, радостное — пусть и тихое — настроение; ибо все же это есть день для нас благодатный, день начала спасения. . . Ведь и больной радуется даже тогда, когда к нему только приходит врач. . . А если он еще и опытный, то тем более! А если еще больной сразу же, хотя бы и тихо, начинает выздоравливать при помощи его, то как не радоваться?! Как не благодарить врача?

И мы целую неделю славим Духа вместе со Святою Троицею.

Бабочка_10

Но лучшим благодарением Сему дивному Врачу служит наше желание и старание исполнить Его предписание (заповеди), — и наше выздоровление. Ведь и врачи хорошие не столько радуются плате, сколько послушанию своих больных, а особенно — их выздоровлению. И этот «праздник» или «попразднество» Духа Святого продолжается весь год, всю жизнь нашу. И нет для больных ничего лучшего, как слушаться предписаний Врача и жить по уставам лечебницы, которая есть Церковь.

Уте́шитель

Так часто слышишь это слово, первое слово после «Царь», Бог то есть, — и произносишь механически. Хочется понять: что разумеет и Господь и Церковь под этим именем?.. Понять — так, чтобы это было ясно сердцу, жизненно…

Господь уходит от учеников на крест, а после и совсем исчезает… А они Его любили. Свет в Нем узрели: к кому мы пойдем? Ты один имеешь глаголы жизни вечной! (Ин. 6, 68). Скорби исполнились сердца их (Ин. 16, 6). И вот Господь, утешая их, обещает послать им иного, вместо Себя, Утешителя — Духа, от Отца исходящего (Ин. 16, 7). Вот откуда явилось это имя…

Но как же Он утешает нас? Сначала посмотрим, как объяснил это ученикам Сам Господь (Ин. 16, 8–11). «Когда Он придет, то обличит мир о грехах, о правде и о суде», — сказал Христос!
О грехе, что не веруют в Меня. А значит: кто ВЕРУЕТ, того Он не обличит, а утешит, обрадует.

Бабочка_8

Далее, «о правде и истине», — что иду ко Отцу, в Царство Небесное. И туда вас введу: хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17, 24). Одна эта мысль, что приведет нас туда же, в Царствие Божие, вносит величайшую надежду и утешение.

О су де, что князь мира сего осужден. . . Наш постоянный учитель, диавол, теперь осужден сам, а мы свободны. . . разве же этого мало?! Разве же это не утешительно?! Но это лишь начало; а далее Господь умолчал о дальнейших утешениях Святого Духа: вы, говорит, пока не можете еще вместить всего (Ин. 16, 12). Он — Дух — Сам всему научит. . . И это указали апостолы впоследствии. И знают святые до наших дней. Мы знаем «радость о Духе Святе» нашего величайшего угодника преподобного Серафима.

…Но все это слишком еще высоко нам, непостижимо вполне. Немного поясню, — что мне доступно, — как я понял это слово: «Утешитель». Падший человек — существо ведь глубоко НЕСЧАСТНОЕ, СКОРБЯЩЕЕ. Не так ли?! Несомненно! Это мы все знаем по своему горькому опыту. И Писание говорит: несть радоватися нечестивым·, по–русски: «Нет нечестивым мира» (Ис. 48, 22). И апостол Павел, до веры, до благодати, восклицал о себе: «Окаянный я!» (по–славянски; по–русски: несчастный!) (Рим. 7, 24). И кто не знает, как мучит нас грех! И сего–то мучителя Господь пришел устранить… — «Да неужели это возможно?» — спрашивает несчастный, не веря…

Возможно… Как? — до полного искоренения, — до безстрастия у святых…
Это становится более понятным. Но еще яснее знаем по опыту: вот пришел этот самый разнесчастный грешник НА ИСПОВЕДЬ!.. И только открыто рассказал о своей болезни и добавил: прости, облегчи!.. Даруй БЛАГОДАТЬ! И прощено, и облегчено; и пошел он умиренный, утешенный, а иногда и ликующий: гору с плеч свалил! Разве же это не утешение? Да и какое еще?! Невероятно великое!

Бабочка_7

Но это лишь начало… А дальше?
Христианская ВЕРА сама по себе величайшее утешение… Это мы знаем по опыту… Подумаем: чего стоит одна вера в ВОЛЮ БОЖИЮ! Как она успокаивает! И только потеряв веру, можно почувствовать: какого блага лишается несчастный! Крайний предел этой муки — самоубийство неверующих. И вообще неверующие настоящего мира не знают. А вера — от ДУХА БОЖИЯ (Еф. 2, 8; Гал. 5, 22; 1 Кор. 12,3).

Идем дальше. Кто же [не] знает: какой МИР в душе бывает, когда она живет ПО БОЖЬИ, во благодати?! Мы знаем миллионы простых «мирных» христиан… Где тишь да гладь, — там Божья благодать. Это все — действие Духа Уте́шителя… Теперь возьмем ПРАЗДНИКИ: «праздник» — слово, равнозначное утешению, радости… Даже в монастырской уставе о пище в праздничные дни говорится: «И бывает утешение велие братии»… Телесное после духовного… Достойное ПРИЧАСТИЕ СВЯТЫХ ТАИН! Это нам всем известно!

«Слава Тебе, Боже», — трижды говорим перед благодарственными молитвами. Даже покаяние, сокрушение, смирение — и это все доставляет нам утешение… «Радостотворный крест»… Предел его — радость мучеников при пытках.

И вообще совсем иной взгляд на мир земной: что беспокоит неверующего, то не трогает во благодати живущего… Они — над мирны. Они — истинные «цари» по свободе своего духа. Даже самое СОКРУШЕНИЕ О ГРЕХАХ есть милость Божия. Ибо оно показывает, что человек недоволен этим, ибо знает, что ему утешение — в противоположной состоянии, безгрешности.

Верующие еще здесь, на земле, живут и умирают в МИРЕ, во благодати. Миллионы! И все это — от Духа Божия Утешителя!
Например: нас диавол насильно теперь не может мучить, какое право имел (и доселе имеет) над некрещеными, язычниками, «нехристями».
Стало совсем ясно!
Из книги: «Троица. размышления о двунадесятых праздниках»
веточка

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

веточка

Россия в её иконах

Князь Евгений Николаевия Трубецкой (1863-1920) Из книги: «Три очерка о Русской иконе»

Чтобы понять эпоху расцвета русской иконописи, нужно подумать и в особенности прочувствовать те душевные и духовные переживания, на которые она давала ответ. О них всего яснее и красноречивее говорят тогдашние «жития» святых.

Троицкий собор свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Что видел, что чувствовал, святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да «стражи бесовские», а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери и бесы все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери ходят стадами, и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому в виде беспорядочного сборища, как «стадо бесчислено», и разом кричат на разные голоса: «уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне. Ужели ты не боишься умереть с голода, либо от зверей или от разбойников и душегубцев!» Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад, восстанавливает на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению.

Иконостас Троицкого собора

Иконостас Троицкого собора

Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к преподобному. Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая его на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба и святой, и зверь; иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, «чтобы не оскорбить зверя». Говоря об этом послушном отношении зверей к святому, ученик его Епифаний замечает: «и пусть никто этому не удивляется, зная наверное, что, когда в каком человеке живет Бог и почивает Дух Святой, то все ему покорно, как и сначала первозданному Адаму, до преступления заповеди Божией, когда он также жил в пустыне, все было покорно».
   
Эта страница «жития» св. Сергия, как и многие другие подобные в других житиях русских святых, представляет собою ключ к пониманию самых вдохновенных художественных замыслов иконописи XV века.
   
Вселенная, как мир всей твари, человечество, собранное вокруг Христа и Богоматери, тварь, собранная вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного строя и лада, вот та общая заветная мысль русского пустынножительства и русской иконописи, которая противополагается и вою зверей, и стражам бесовским, и зверообразному человечеству. Мысль, унаследованная от прошлого, входящая в многовековое церковное предание. В России мы находим ее в памятниках XIII века; но никогда русская религиозная мысль не выражала ее в образах столь прекрасных и глубоких, как русская иконопись XV века.

Троица. Прп. Андрей Рублев

Троица. Прп. Андрей Рублев. Ок. 1411 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвижников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается в особенности в одном ярком примере. Это престольная икона Троицкого собора Троицко-Сергиевской лавры образ Живоначальной Троицы, написанной около 1408 года знаменитым Андреем Рублевым «на похвалу» преподобному Сергию, всего через семнадцать лет после его кончины, по приказанию ученика его преподобного Никона.

В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой возвышенной печали! Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях:
«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый. Соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». (Ин.17:1-13)

Это та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в предвечном совете Живоначальной Троицы. А прп. Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России.

«Троица» Андрея Рублева — на сайте Правмир.ru
«Земля именинница» — из книги «Серебрянная метель» Василий Акимович Никифоров-Волгин
«Троицын День» — из книги «Лето Господне» Иван Сергеевич Шмелев


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
429
все новости
В начало страницыВ начало страницы