+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

«Ограничение ради спасения». Что такое пост. Отвечает протоиерей Ярослав Иванов

Дата публикации: 29.11.2018

Наступил Рождественский пост. И у молодого человека возникает вопрос, а зачем ему вообще это нужно? На этот и другие вопросы отвечает протоиерей Ярослав Иванов.

Рождественский пост

Для чего мы постимся?

Для того чтобы понять, для чего мы постимся, необходимо понять, что такое пост. Пост, это, если совсем кратко, воздержание. Для понимания необходимости воздержания стоит привести пример от чего воздерживается человек, который, допустим, воспринимает здоровье как ценность. Он воздерживается от всего, что вредит здоровью. Он укрепляет здоровье и заботится о нем. И, приобретая определенный опыт, он выстраивает даже некий ритуал по отношению к своему здоровью. Он принимает определенную пищу. Не ест то, что его утучняет, что приводит к одышке. Не употребляет пищу в большом количестве. Занимается спортом или ведет здоровый образ жизни.

Другой пример: человек ставит в жизни цель. И есть то, что способствует её достижению, а есть то, что препятствует. Человек воспринимает от жизни, специально ищет или создает то, что способствует его движению. И он вынужден отказываться от того, что ему мешает. Он определяет свою жизнь. Он ограничивает свое время на развлечения, он читает специальные книги, он отказывается от ненужного общения. Если посмотреть на упорядочивание жизни такого человека, то он имеет некую традицию, некий уклад, устав его жизни. И, конечно, в этом укладе всегда есть место воздержанию от чего-то. И мы можем привести примеры: военный, который живет в условиях армии и воздерживается от того, что не принято военным. Например, ходить без формы и вести себя не по уставу. Устав очень ограничивает человека. Или спортсмен. То же самое. Спортсмен иной раз отказывается от всего того, что простым людям дозволено. Или представим музыканта, который бережет свои пальцы. Он воспринимает цель своей жизни иначе, нежели обыватель. И вот обыватель думает: как же печально жить музыканту, или спортсмену, или военному, или юристу, или педагогу, который занимается своим делом и вынужден отказаться от того, от чего я не хочу отказываться, потому что в моей жизни всему этому есть место. Можем себе представить, если человек хочет достигнуть каких-то высот в своем призвании, и он не воздерживается, то он, конечно, достигнуть высот не сможет.

Приведем пример бухгалтерии. Бухгалтерия — это счет. Определенный подсчет денег. Дебет, кредит. И если в бухгалтерии не будет счета и разумной умеренности трат, не будет некоего воздержания, экономии, то деньги скопить и сохранить будет крайне трудно.

протоиерей Ярослав ИвановЕсли мы говорим о духовном посте, то понятно, что человек ставит для себя уже духовную цель – спасение. И спасающемуся человеку необходимо воздерживаться в телесном плане. Мы говорим о многих страстях, которые коренятся в нашем теле. Страсти чревоугодия, блуда, празднословия, сребролюбия. Человек насыщает свое тело, пресыщает его. И недаром есть языческий посыл, о котором говорит апостол Павел: будем есть и пить, ибо завтра умрем. То есть человек, который ест и пьет, не особо задумывается о том, что будет завтра. А человек верующий задумывается о том, что завтра ему отвечать за то, что он посеял сегодня. Если мы говорим не только о физическом теле, но еще и о духовном, то понятно, что человек гневающийся, это человек невоздержанный. Опять же кроткий, это человек, который укротил себя.
Или говорить о языке. Мы можем сказать, что язык, это телесный орган, но при этом он исходит изнутри. Душа болтливая, это душа, в которой много мусора, нет контроля и обуздания себя. Недаром говорят: «Молчит – ум копит». То есть умение молчать, это умение внутреннее, не столько внешнее.

То есть пост, это школа воздержания, которая основана на определенных традициях. Если мы говорим о церковной традиции, то без сомнений, эта традиция имеет определенную историю.

Является ли пост заповедью Христа, или его выдумала церковь?

Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё, отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2, 17). А сие есть узаконение поста и воздержания». Так же можем обратить внимание на множественные примеры о посте в Ветхом Завете. Например, в пророчестве Захарии было сказано: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир (Зах.8, 18-19)».

Если мы говорим с вами о Новом Завете, о Христе, то там Спаситель, как известно освятил пост своим примером. В Евангелии от Матфея говорится: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф.4, 1-8). Конечно, и у апостолов встречаются слова о посте. Но самое главное, что те сорок дней, которые Господь использовал для поста в пустыни, мы встречаем и сейчас в пост Рождественский. Сорок дней длится и Великий пост, который так и называется – Святая Четыредесятница. Но, понятно, что есть и однодневные посты. Все эти посты, это напоминание о том, что не телом человек ценен Богу. Когда мы печемся о душе, тело в любом случае отходит на второй план, оно должно быть обуздано.

Еще один пример, который мне лично нравится, что тело – это конь. Об этом так же говорит святитель Василий Великий. А душа, личность человека, есть наездник. И задача наездника не скакать на коне, который скачет куда захочет. А задача обуздать коня. Направить в нужное направление и при этом кормить достаточно, не меньше и не больше. Мы не говорим о том, что пост, это голодовка. Пост не есть голодовка. Пост, это некоторая умеренность, которую накладывает человек, как узду на свое тело.

Конечно, жизнь людей разная, и потребности разные. Есть люди, которые нуждаются в ином питании, нежели определяет пост. Но мы говорим, что даже некоторое воспитание, это тоже пост. К примеру, женщина находится в положении, беременна, и её состояние полагает, что она будет вкушать любую пищу, для того, чтобы обеспечить здравие и нормальное развитие её ребенка во чреве. При этом женщина может поститься и вкушать мясо в какие-то дни, даже если это постные дни. Есть рыбу, есть творог, есть яйца. То есть то, что необходимо для ребенка. Но есть умеренно, и не есть того, что можно в этот период не есть. Допустим, когда человек вкушает молоко, не значит, что в этот день он может есть и мороженое. Вот это не нужно, это уже поддержание сластолюбия и нарушение воздержания. Это не для ребёнка, это для сласти. То же самое с мясом. Можно готовить разнообразно, а можно просто мясные биточки отварить и вкушать, чтобы у женщины в крови было достаточно гемоглобина, даже в постные дни, если ей это прописано и она нуждается. То же самое касается детей. Дети растут и для их питания необходимо все то, что способствует росту.

С чего начать пост?

Начать надо с пробы. Любое дело, которое нам незнакомо, надо пробовать в умеренном плане. Узнать, как устроен пост, а данном случае пост Рождественский, и потихонечку начать воздерживаться от того, от чего возможно отказаться в данный период. Рождественский пост относительно лёгкий, так как разрешается есть рыбу. Да, мы отказываемся от мяса, отказываемся от яиц и молока, но при этом можно есть достаточно, чтобы поддерживать свое тело в здравии и работоспособности. Конечно, зависит от того, чем человек занят. Если он ведёт сидячий образ жизни, то ему нужно меньшее количество еды. Если он не работает, то тем более. Если он физически нагружается, спортсмен, или рабочий, то питание должно быть более полноценным, может быть с допущением продуктов, которые не входят в рацион поста. Но это уже по согласованию с духовником. Подобно тренировке у спортсмена, нужно попробовать, чтобы пост не оказался вреден для тела и души.

Когда спросили старца о том, можно ли нам есть это и то, он сказал: “ешьте что хотите, главное, чтобы друг друга не ели”. То есть бывает, когда человек воздерживается, он начинает осуждать. И если говорить о значимости поста, то на первом месте стоит не телесный пост, а духовный, когда мы учимся воздерживаться от развлечений, от ненужного празднословия, от каких-то празднеств. Особенно в Рождественский пост трудно отказаться от новогодних праздников, потому что они попадают как раз на канун Рождества, а для христианина этот период постный. Поэтому в ночь с 31 декабря на 1 января, чтобы не осуждать народ, гуляющего в этот день, мы традиционно служим ночную Литургию, разъясняем значение Литургии, а потом пьем чай, общаемся, едим мандарины и поздравляем друг друга с новым годом, и в этом нет ничего зазорного. Другое дело, что это должен быть не праздник живота, а день, который определяет начало целого календарного года.

Как поститься спортсмену?

Смотря, какой спортсмен. Если он профессионал, то у него отдельное меню. Смотря, чем он занимается, какие нагрузки. Физические нагрузки повышены, значит необходимо их восполнять. Где-то спортивным питанием, где-то витаминами, а где-то, если человек уезжает на сборы, как военный, вкушать то, что дают. И, конечно же, надо сказать, что спортсмену поститься труднее, чем другому человеку, но, как известно, дух определяет силу человека больше, чем тело.

Если человек не профессионал, то он определяет для себя приоритеты. Если он тренируется на массу, то она в пост будет уходить и, конечно, силовые результаты на время поста ставить не надо. При этом можно поддерживать себя в форме. Но нагрузки должны быть умеренными. Питание может быть с добавками. Надо внимательно отнестись к растительным продуктам белкового содержания. Может добавить витамины и то, что позволяет человеку сохранить физическую энергию, которая необходима для тренировки и восстановления. При этом надо сказать, что сама энергия не коренится в белке, она содержится в углеводах, в жирах, а в этом недостатка во время поста нет. А белок необходим для восстановления поврежденных тканей, когда происходит силовая работа. При том, что белок нужен, еще раз повторюсь, что тяжелую работу во время поста лучше ограничить. Тем более, для поддержания формы человеку надо не много. Другое дело, что особенно в пост надо прийти к мысли, что не тело ценно как одежда, а душа. Именно духовной работе, духовному посту надо уделить больше времени, нежели тренировкам для укрепления тела. А у профессионалов другая задача. Они нередко выступают в условиях необходимости.

Что, если во время поста я не сдержался и съел мясное или молочное?

Если нарушил по болезни, это одно, если по немощи, это другое. Если оказался в гостях, тебе предложили поесть, ты не стал лицемерить и съел, это третье. Так или иначе, на всё у нас есть разумение. И если человек на самом деле не смог удержаться, он может покаяться. Только не должно быть такого, что он думает: “ну съем, а потом покаюсь”. Покаяние ведь должно быть искренним. Поэтому человек, который нарушает пост сознательно, он уже здесь совершает неискренность. И как можно формально покаяться Богу? Формальное отношение уже само по себе неправильное. Этот компромисс с совестью и с Богом, не Христого Духа. Это уже лицемерие. А Бог ведь видит наше сердце. Если кратко, то любое нарушение поста, как и любой грех, который совершен по немощи, по неосознанности, по неопытности, он врачуется покаянием. Человек говорит: “Господи, прости меня”. Но при этом он не просто просит прощения словами, но он старается исправиться, сделать выводы. Почему я совершил это? Что привело меня к этому греху, этому падению? Может я на самом деле не ел неделю, а потом сорвался? Или я был там, где видел, как люди едят и, соблазнился. Может мне стоит ограничить походы в такие места? Или другая причина? Так или иначе, мы приобретаем опытность. Опытность в воздержании, опытность в посте. Любое подобное делание требует навыка, усилия, и прежде всего помощи Божией. Поэтому пост — благословенное дело. Недаром говорят, что день поста — это день спасения. Про Великий пост говорят как о весне души. Потому что в Великий пост человек действительно приобретает очень многое, научается подчинять не только свое тело, но и свою жизнь упорядочивать сообразно воли Божией, а это и есть, по сути, одна из главнейших задач нашей христианской жизни.

Напоминаем, что Рождественский пост начался 28 ноября и закончится 6 января.

С 28 ноября по 2 января не едим мясо, яйца и молочные. Рыбу можно есть по выходным и в великие праздники.
С 2 по 5 января не едим и рыбу.
6 января – сочельник – строгий пост.

Записал Семен Прокопенко


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
143
В начало страницыВ начало страницы