+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Что считает счастьем слепой ум или наказание в возрастание
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова
В период после Поста каждое воскресенье мы вникаем в евангельские события, подобранные таким образом, чтобы читающий мог все более полно воспринять значение Воскресения Христова. Сегодняшнее Евангелие рассказывает о встрече со Христом человека, слепого от рождения.
Христос подошел к нему (причем здесь даже не говорится о том, что Он увидел в слепце какую-то особенную веру). Скорее, Он видел состояние этого человека, и сделав из земли брение, помазал ему глаза. Таким образом человек прозрел.
Казалось бы, в Евангелии есть много эпизодов, когда Господь Иисус Христос исцелял людей — и бесноватых, и прокаженных, и глухих, и даже воскрешал мертвых. В чем особенности этой истории? Во-первых, ученики задают Христу интересный вопрос: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2). И Господь поясняет — здесь не согрешил ни он, ни его родители, но это попущено для того, чтобы на этом человеке явились дела Божии. Иисус Христос развенчивает здесь заблуждение иудеев: такое, как врожденная болезнь или немощь, дается, дескать, только в наказание. Но даже и наказывает Бог не потому, что хочет помучить или показать Свою власть, а чтобы вразумить человека, остановить от чего-то или предотвратить нечто. Либо, чтобы явить в этих обстоятельствах Свою славу. В этом слепом человеке, очевидно, был потенциал к восприятию веры…
Второй момент: Христос использует для исцеление вещество — брение. Земля, смешанная со слюной. Во многих Таинствах используется вещество — соборование — елей, крещение — вода, таинство Евхаристии — хлеб и вино. Так проявляется Его забота: мы люди телесные, и для человека важно приобщаться к чему-то через символ.
Это событие многих шокировало, а особенно фарисеев — ведь Господь, как Он поступал не раз, исцелил слепого в день субботний, когда ортодоксальному иудею не полагалось делать никакой работы. И самому исцеленному, и его родителям были заданы вопросы. Надо сказать, что за связь со Христом уже преследовали и даже могли отлучить от синагоги (так же отлучали прокаженных). А для иудея тех времен это было равносильно изгнанию из общества. Родители исцеленного подтвердили только факты: это наш сын, он был слеп, а теперь видит. И их можно понять. Но сам бывший слепец ничего не боялся и высказывался открыто. Он не сомневался в том, что его исцелил пророк: «Ибо от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:32-33). Он даже обличал фарисеев!
Мы не можем представить, что пережил этот человек, впервые в жизни увидевший мир вокруг, небо, деревья, людей. Но Евангелие говорит здесь даже не столько о телесном зрении, сколько о духовном. Человек не верящий или маловерный, словно не видящий пути, пребывает во мраке. Ум помрачен — так, благо воспринимается как внешняя выгода, материальная обеспеченность. И этот путь ведет не к обретению счастья, а, как ни парадоксально, к его утрате, болезням и скорбям. Обретение Бога — обретение пути, который определяет всю жизнь.
Мы же мало видим Бога, Его промысел и замысел о нас и наших детях. Подчас не видим греха, того, что нас губит. Живем по принципу «куда-нибудь да вынесет». А сколько примеров мы знаем, когда такая слепота, ища оправдания своим желаниям и действиям, рождает в человеке глупость, черствость и упорство в противостоянии здравому смыслу! Часто этот несчастный, не в силах что-то изменить, оказывается как бы осужден на мучения еще при жизни.
А зрячий может менять гибельную траекторию — он адекватен. По сути, фарисеи — это мы: знаем путь наследия Царствия Божия, и от нас зависит, чтобы очи не стали незрячими.
Автор этого емкого отрывка — евангелист Иоанн Богослов, память которого сегодня празднует Церковь. Возлюбленный ученик Господа, написавший последнее Евангелие: оно включает то, о чем не писали другие апостолы и раскрывает Христа как Бога. Апостол любви: по преданию, в последний день жизни обратился к ученикам с наставлением: «Чада, любите друг друга!». Помните этот принцип: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, в прочем — любовь»? А начинается все с веры. И этими словами: «Верую, Господи!», заканчивается евангельское повествование этого дня.
Подготовила Татьяна Колодяжная
Фото Надежды Тютиковой
все новости