+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Что мы знаем о богослужебных чтениях Великого Поста?
Сегодня нам хотелось бы рассказать вам об основных чтениях Писания, с которых начались великопостные богослужения. Необходимо отметить, что наше богослужение в период Святой Четыредесятницы наполненно богодухновенными словами из Ветхого Завета. Весь смысл Поста — сделать нас сопричастными священной истории, показать спасительный промысел Божий от сотворения мира до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа.
В эти святые дни мы проходим сквозь Бытие, Псалтырь и пророческие книги. Последние читаются в храме с наибольшей торжественностью. Они несут нам весть о божественном милосердии к, казалось бы, неизлечимо больному человечеству. Пророки становятся проводниками благодати и воли Божьей:
— С пророками происходило тоже, как если бы чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просветилась. Так и души пророков, очистившись наперед собственною добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают видение будущего, — писал святитель Иоанн Златоуст.
Чтение из шестого часа. Ис.1:1-20
Одним из самых значимых отрывков понедельника первой седмицы Великого Поста является чтение из первой главы пророка Исайи (Ис.1:1-20). За семь веков до Рождества Христова он говорит о том, что народ Божий стал подобным жителям Содома и Гоморры. И его слова до сих пор актуальны и применимы к нам — мы также приходим в храм с нечистым сердцем — и Спаситель не принимает наших молитв. Исайя обличает неверность людей Богу, считая, что она вредоноснее блуда, а отступники хуже животных, знающих благодарность своему хозяину. По словам профессора Александра Лопухина, тогдашнее общество представляется пророку под образом больного тела:
— Голова этого тела (то есть правительство) в ранах, сердце (то есть священники и левиты) не чувствует болезни тела, оно исчахло; и наконец, во всем государственном организме не осталось ни одного здорового места: язвы – такие, что их нельзя даже очистить (собственно выжать из них гной), раны нельзя перевязать, пятна (то есть ушибы, кровоподтеки) нельзя смазать, смягчить елеем, который обыкновенно употреблялся для излечения ушибов и ран.
Образы крови на руках израильтян пророчески указывают на то, что они отвергнут Мессию и распнут Его. Господь предупреждает будущих отступников: если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис.1:20).
Чтение из последования вечерни. Быт. 1:1-13
Символично, что первую вечерню Святой Четыредесятницы мы начинаем с чтения о сотворении мира. В нашем молитвенном созерцании этого события мы проносимся сквозь первые три дня творения. Всесильное Слово Божье творило землю и жизнь на ней. Бог совершает акт дарственной любви, создавая мир из ничего.
К слову, чтения из книги Бытия сопровождают нас на протяжении всех шести недель Поста. Этим чтением Церковь хочет возбудить в молящихся дух покаяния, соответствующий времени Великого поста через воспоминание о невинном, блаженном состоянии прародителей в раю и о грехопадении, через воспоминание Божьего милосердия к падшим, примеры страшного и грозного суда Божия.
Но главное — это то, что наступает весна духовная. Мы радуемся тому, что в Пост расцветает природа: мир готовится встретить Светлое Воскресение Христово.
Чтение из последования вечерни. Притч. 1:1-20
Также в первый день Великого Поста мы вновь открываем для себя книгу притчей Соломоновых. Мы читаем их, чтобы усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты (Притч.1:3).
Премудрость, воспеваемая в этом зачале Соломоном не есть ограниченная сила человеческая, а всемощная сила Божия. По утверждению Александра Лопухина, она одна может говорить с таким авторитетом как сила, в повиновении которой для людей заключено всякое благо и счастье, а в противлении – гибель.
Самый образ выступления Премудрости вполне напоминает проповедническую или учительную деятельность народных законоучителей, а также пророков и – позже – апостолов, всех посланников той же Премудрости.
Составил Кирилл Белоусов
все новости