+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Богоявление: прикосновение чистоты
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова
Почему праздник называется Богоявление? Не только потому, что в нем был явлен Сын Божий. Вы знаете, что до Крещения никто не воспринимал Иисуса Христа как Мессию, кроме посвященных в Его тайну — Марии, Иосифа и Иоанна Предтечи?.. И только с Богоявления начался путь Его мессианского служения. В этом событии была явлена Святая Троица, во Имя Которой мы крестимся.
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». (Гал. 3:27). В великих праздниках встречаются те же молитвословия, что и в чине таинства крещения: в память о том, что в древности на этих службах совершалась подготовка ко крещению, которое следовало по окончании богослужения. Сегодня мы вспоминаем не только наше крещение, но и то, как Христос перед проповедью крестился на реке Иордан.
Мы вспоминаем Иоанна Предтечу — последнего пророка Ветхого завета и первого пророка Нового. На стыке двух заветов он проповедовал грядущего Спасителя, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым», (Мк. 1:7-8). Когда Господь крестился, Святой Дух сошел на Него в виде голубя, и был Голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).
Мы крестимся во очищение грехов, с покаянием. А для чего было креститься безгрешному Сыну Божьему? Известно, что после грехопадения «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне», по слову апостола Павла. Нас окружают грех, гибель и нечистота. Всеми стихиями властвует диавол. И Господь хотел не только избавить человека от мучений и смерти, но и наполнить Божье творение Своей чистотой, чтобы сам мир содействовал нам во спасении, в приобщении к Богу.
Приобщение к этой чистоте сегодня должно совершаться не просто символически, но с верой, в том числе, через принятие великой агиасмы (с греческого — «великая святыня»). Вода становится источником Света Господня. Агиасма не портится — и материалистический ум пытается объяснить это с помощью физики. Но мы понимаем, что не физические процессы здесь играют роль, а вера. И важно, чтобы в нас была вера в Бога, не в святую воду, а именно в ту благодать, которой она наполнена.
Однако, не следует думать, что духовная жизнь заключается в каких-то мистических переживаниях. Что значит «облечься во Христа»? Его кротость, смирение, жертвенность, любовь — зачастую мы не в силах наследовать эти качества. Так сильна инерция греха, что пресекать его приходится еще на стадии поползновений. Предупреждать грех — в том и заключается духовная жизнь. Святая вода это прообраз нашей души. Не тленная, а очищенная, укрепленная благодатью — как залог будущей вечной жизни. Духовно укрепленный человек избегает греха, не потому, что ему теперь грешить трудно. Просто он прозревает и понимает: «Зачем мне это надо? Ведь Богу это неугодно». А значит, перекрестясь, помолясь, выпив святой воды, человек в силах остановиться и повернуть в верном направлении.
Подготовила Татьяна Колодяжная
все новости