+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Благовещение Пресвятой Богородицы
Двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершается 25 марта по юлианскому календарю (или 7 апреля по новому стилю), за 9 месяцев до Рождества. В большинстве случаев этот праздник выпадает на период Великого поста. О событии Благовещения рассказывается в Евангелии от Луки (Лк1:26—38). С этого события началась история Боговоплощения. Явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве и Ее смиренное согласие стать Матерью Божией стали отправной точкой этой истории. Воплощение Сына Божия произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества. Оно было дано устами Пресвятой Девы, когда Она произнесла: «да будет Мне по слову твоему» (Лк1:38). Поэтому в тропаре праздника это событие названо «началом нашего спасения».
ТРОПАРЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ, глас 4:
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю
Ныне начало нашего спасения и явление предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою
Хор Сретенского монастыря
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Митрополит Вениамин (Федченков)
Содержание:
РАДОСТНОЕ ТОРЖЕСТВО
Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий либо день случится» в посту.
Впрочем, на страстной неделе, в первые четыре дня, разрешение дается «на елей и вино точию»; а в великую пятницу — только на вино; и «ядим сухоядение»: обыкновенно в этот день монахи не едят и даже не пьют ничего…
Конечно, никогда не поется «Покаяния отверзи ми…»: время — не покаянное, а только — радостное… Благовещение…
Звон — «во вся тяжкая».
Так радуется Церковь!
НАЗАРЕТ
Обратимся к краткой истории жизни Пресвятой Девы — до Благовещения. Как мы можем помнить, родители Пречистой Марии, Иоаким и Анна, дожили до старости бездетными, — о чем они неутешно горевали и молились. У евреев было общее желание — иметь детей: они хотели, по крайней мере, в потомках дождаться пришествия Мессии. Этой верой жил весь народ. И неимеющие детей считались наказанными Богом; а потому они и у людей не пользовались уважением, а — осуждением. Так было и с Иоакимом и Анной….
Но Господь по премудрому Своему Промыслу даровал им дщерь Марию уже в старости. И это имело много благих различных последствий. Именно: они дали обет посвятить дитя Богу с трехлетнего младенчества. Это и сделали. Это извлекло Марию, хотя и из добрых родительских, но мирских и нежных условий. И Она воспитывалась при храме, в духовной обстановке, что у евреев было в обычае и для чего там были особые помещения. Но девицы оставались там до зрелого возраста, когда их должны были выдать замуж. Мария прожила при храме двенадцать лет; следовательно, Ей было около пятнадцати лет. Некоторые думают: четырнадцать; а иные — даже около шестнадцати. На Востоке замуж выходят раньше, чем в северных странах…
Но прежде чем Ей оставить храм, Она, читая пророка Исаию, остановилась на словах его: «…Дева… зачнет и родит Сына; и нарекут имя Ему Еммануил, —что значит: с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23).
Мария, — по замечанию святителя Епифания и святителя Амвросия, — была остросмысленная. И Сам Дух Святой просвещал Ее…
И Ей хотелось бы быть у Матери Еммануила хоть последней служанкой! Никакого недоумения или вопроса — как у Симеона или потом у Нее Самой — не было: Она была проста в вере Своей.
Но откуда явилось у Пречистой Девы еще и желание девства? Не нужно много думать об этом: благое, чистое, боголюбивое сердце естественно желает всецелого отдания себя только Богу; а это — как всякий может понять — возможно в девстве…
И посему Она дала обет безбрачия. Когда же пришло время Ей оставить храм, родителей Ее уже не было в живых; и священники храма должны были думать об устройстве их питомицы. Но Она заявила им, что замуж не пойдет, ибо дала Богу обет оставаться навсегда девой. Тогда они решили избрать особый путь: не нарушать Ее обета, но и не оставлять беззащитной. Поэтому захотели выдать Ее за какого-либо старца, чтобы он был Ее хранителем…
Из потомков Давида, что очень чтилось у евреев, были избраны и двенадцать безженных старцев; и их жезлы были положены во святилище. Между ними был и Иосиф. И его жезл прозяб за ночь; и даже на нем, по свидетельству блаженного Иеронима (340 — 419 гг.), была видена голубица, слетевшая свыше. Отсюда было познание, что Пречистая Дева вручается Иосифу на хранение…
Старцу Иосифу в то время было, думают иные, около восьмидесяти лет. Следовательно, если принять во внимание, что он с Матерью Иисусовою «потеряли» в Иерусалиме двенадцатилетнего Отрока, то ему тогда было девяносто два года. Затем о нем в Евангелиях больше не упоминается: очевидно, умер в глубокой старости. К нему, в местечко Назарет, и переселилась на житие Дева Мария.
БЛАГОВЕСТИЕ АРХАНГЕЛА
Переходим к событию нынешнего праздника, славному благовестию архангела…
В этом незначительном местечке, Назарете, совершилось величайшее в мировой истории чудо: воплощение, или вочеловечение, Сына Божия…
«В шестый месяц, — так начинает рассказывать Евангелие, — послан был ангел Гавриил от Бога… к Деве… Марии» (Лк. 1:26-27)….
«Ангел, вошедши» к Марии в дом (Лк. 1:28)…произнес приветственные слова: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами!» (Лк. 1:28).
«Радуйся!» Какое прекрасное вводное слово ко всей будущей мировой истории! Ведь и мы в первых словах наших приветствий выражаем главные свои мысли, пожелания, чувства!
А у греков и доселе приветствуют друг друга этим же ангельским словом: «Радуйтесь!» («χαίρετε»). Было ли это приветствие среди еврейского народа во время Благовещения, нам неизвестно: можно думать, что нет, ибо дальше мы увидим, что Деву Марию «смутило» именно это приветствие, самые слова ангела (Лк. 1:29).
Но когда вдумаешься во всю будущую историю христианства, то лучшего слова и не найти… Радуйся, человечество, что приходит к тебе спасение от диавольского плена и грехов! Радуйся, что для этого сходит с небес Сам Бог! Радуйся, что Он делается тебе близким, входит в твою семью, назовет Себя Сыном Человеческим! Радуйся, что Он воплощается! Радуйся, что Он, по человечеству Своему, будет совершенно такой же человек, как и ты; а ты, значит, можешь быть таким, как Он! Радуйся, что в крещении сойдет на Него — а следовательно и на тебя — Дух Святой! Радуйся, что Богочеловек услышит глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, через Которого (о Немже) возвратится Мое благоволение» к людям, вместо прежней клятвы: и ты, человек, можешь быть «сыном» Божиим, по благодати! Радуйся, человечество, что будешь свидетелем чудных вещей еще на земле: и по воде можешь ходить, и от болезней исцеляться одним Его словом! Радуйся Его славному преображению, от которого горячий Петр скажет в неразумном порыве: «Хорошо нам здесь: построим три шалаша» (Мф. 17:4)! Радуйся, что и пятью хлебами можно будет насытить пять тысяч человек! Радуйся, что воскреснет сын наинской вдовы и выйдет из гроба четверодневный, уже смердящий, Лазарь! Радуйся… Впереди видится крест, на котором Он, Спаситель, висит… Матери, как меч, пронзит это душу… Но зато возрадуется весь мир: через него, через крест, и «совершится» «примирение» падшего рода человеческого с Богом; Он скажет громко всему миру: примирение «совершилось» (Ин. 19:28)! Радуйся, что разбойник первым войдет в тот же день«днесь» в рай! Радуйтесь, все грешники: ибо Он сказал: «Я пришел не праведников спасать, а грешников!» (Мф. 9:13).
А дальше: найдутся ли нужные для этого слова?!
Он сойдет в самый ад… Умерший телом, «во аде с душею, яко Бог», освободит Адама и праведников, до Него бывших!
Радуйся! Он Своею смертью уничтожит главного врага человечества — смерть! Радуйся! Он и Сам воскреснет, и всех воскресит! Радуйся, человечество, что смерти уже не будет! Радуйся, что наступит вечное блаженство! Радуйся, что и самая природа, самая тварь, изменится и возвратится в прежнее, духовное, состояние!
Радуйся, человечество, что возвратишься к создавшей тебя Пресвятой Троице, — в Которой все блаженство твое! Там узришь и Эту «Благодатную» (Богородицу) и всех святых…
Начнется христианство с маленького кружка самых простых людей, рыбаков; а потом разольется по всему миру: невероятно? но так будет! Неученые победят самых ученых! Против них ополчатся и цари, и духовенство, и все религии, и народы, — но будут побеждены! Восстанут еврейские вожди и возбудят народ! Но христианство, подобно волнам, несмотря на все эти преследования — а отчасти и благодаря им, — будет разливаться в языческом мире: ничто не остановит его.
Начавшись с Иерусалима и Галилеи, оно перекинется на Европу и Азию… Оттуда — на весь мир… Будут сначала жить, как братья, даже лучше. Никто ничего не будет называть «своим», — будет все общим (Деян. 4:32)… Но скоро христиан будут мучить… Триста лет: мечи, огонь, кресты, звери и прочее — все будет против них, безоружных; но христианство победит и эти муки! И не чем-нибудь жестоким, а именем Христовым! И кротостью, и смирением, и крестом, страданиями за него… За Его имя пойдут охотно на все пытки… И — победят!!!
Кончатся насильственные муки, многие люди за имя Христово пойдут в пустыни… Тысячи тысяч пойдут! Оставят семьи, богатство, честь, сладость, ученость, даже — одежду, сон; и будут жить — почти как ангелы.
Потом и цари сделаются христианами… А потом… Но это еще не скоро будет… Это уже в воле Господа… И нам, и ангелам не дано знать…
…И всему этому виной будешь Ты, Мария! Потому — «радуйся»!…
ТАИНСТВО
Как и в других праздниках — и даже более, чем в некоторых, — Церковь зрит в Благовещении великую тайну для человеческого разума. И действительно! Как мы теперь привыкли к этим словам: воплощение, Богочеловек, Богородица, — что и не обращаем на них должного внимания; а произносим их, как нечто совершенно обыкновенное, как будто нам известное. Между тем событие вочеловечения, или воплощения, Бога столь чрезвычайно, что оно нам не только непостижимо, но должно даже ужасать! В самом деле. Бог, Существо превысшее, бестелесный Дух, притом — Пресвятая Троица Трех Ипостасей, или — Лиц, во Едином Существе, и прочее; и при всем нераздельном единстве Сын Божий воплощается; да еще — силою Божиею и нашествием Святого Духа; всё это — страшно и непостижимо! Но Сам Воплотившийся открыто явил это, — утвердил и словом и фактом…
Это есть величайшее, преестественнейшее событие! Событие — со стороны Бога!
И притом — во утробе Пречистой Девы… И Она приняла это верою: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему!» (Лк.1:38) — сказала Она архангелу Гавриилу…
Это — тоже величайшее, непостижимейшее чудо! Как человек мог согласиться на это Божественное изволение?! Какая нужна вера! Какая нужна мудрость, чтобы это не испытывать умом! Этого ранее никогда не бывало и впредь не будет! Одна во все веки веков Женщина сподобилась этой несказанной милости Божией! И согласилась на нее!
ВЕЛИЧАНИЕ
Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: ра́дуйся Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Хор Сретенского монастыря
ПРЕВЕЧНЫЙ СОВЕТ
Это таинство предрешено было еще прежде сотворения мира и человека; ибо Господь знал, что человек падет; и потому, еще ранее создания его, Бог измыслил план спасения чрез посольство Сына в мир, чрез воплощение Его.
Так именно и начинается первая стихира на «Господи, воззвах» в праздник:
Сове́т преве́чный открыва́я Тебе́, Отрокови́це, Гаврии́л предста́, Тебе́ лобза́я и веща́я: ра́дуйся, земле́ ненасе́янная; ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, глубино́ неудобозри́мая; ра́дуйся, мо́сте, к Небесе́м преводя́й, и ле́ствице высо́кая, ю́же Иа́ков ви́де; ра́дуйся, Боже́ственная ста́мно ма́нны; ра́дуйся, разреше́ние кля́твы; ра́дуйся, Ада́мово воззва́ние: с Тобо́ю Госпо́дь.
Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, Гавриил предстал, лобзая Тебя и говоря: радуйся, земля незасеянная; радуйся, купина неопалимая; радуйся, глубина бездонная; радуйся, мост, приводящий к небесам, и лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, божественный сосуд с манной; радуйся, освобождение от проклятия; радуйся, Невеста Неневестная, с Тобою Господь
Хор СТСЛ и МДАиС
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛАГОДАТИ
Главное же «спасение» состоит в том, что прародителями погублена была благодать общения с Богом.
Не станем много углубляться в это; но одно лишь несомненно исповедует Церковь: зиждительным, творческим началом в Троице является Дух Святой. И мы постоянно читаем в «Царю Небесный»: «…и жизни Подателю…»
И Он дает жизнь и ангелам, и человекам.
Но они отпали от Бога. И за это лишены были благодати Святого Духа; и изгнаны были из рая, из блаженного общения, чрез Святого Духа, с Богом. Если же в ком и оставались еще остатки этой благодати, то это было от прежнего состояния.
А теперь пришло время ее возвращению.
Для этого потребовалось посредство Творца, Сына Божия: для этого Он и воплотился, и пострадал, и искупил нас Своею кровию. Но последняя цель всего дела Христова состояла в том, чтобы возвратить людям погубленную ими благодать Святого Духа. Это и совершилось в день сошествия Духа Святого, в праздник Пятидесятницы. Этим именно и закончилось все дело Христово, начиная с воплощения.
«Радуйся… Богорадованная: ныне с Тобою Бог наш! …Обрела бо еси благодать, юже (которую) погуби (погубила) Ева прежде, прамати Твоя…» (малая вечерня, [на] «Господи, воззвах», стихира 1-я). «…Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (тропарь [праздника])…
Эта благодать Святого Духа возвращена была людям за Христов крест, за искупление нас у Отца Небесного, — как мы и прежде писали; «…распятаго же за ны…», — как мы и теперь поем в Символе веры.
Пятидесятница есть конец дела Христова; а рождение — начало; зачатие же — днесь .
Потому и архангел приветствовал Деву этим славным именем: «радуйся, Благодатная», — что и «смутило» Ее! Смутило — самое приветствие это. «Смутися о словеси сем» (Лк.1:29) .
Между тем в этом имени и слове указывается главное Ее назначение: возвращение через Нее благодати: «Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою и Тобою с нами!»
Но ныне только «главизна» (тропарь); начатки: то есть в зачатии Девы Марии.
Кондак «Взбранной Воеводе» по видимому не сообразуется с этим значением «Благодатной». Но это — лишь обратная сторона благодатности: чрез благодать Она и Сама радуется в гимне Своем — поражению демонских сил, врагов Божиих; и нам помогает: Она — наша Заступница; почему мы и поем этот кондак, уходя из храма, под покровом Матери!
КОНДАК БЛАГОВЕЩЕНИЯ
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Хор СТСЛ и МДАиС
Из книги: Митрополит Вениамин (Федченков) Размышления о двунадесятых праздниках. Благовещение Пресвятой Богородицы: читать полностью….
все новости