+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Благодарность как путь к чистоте сердца

Татьяна Колодяжная
Дата публикации: 21.12.2016

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова

«Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Блаженны, то есть счастливы, те, кто достиг особой Божьей милости. Они радели, они достигли чистоты сердечной и через эту чистоту сподобляются видеть Бога. Не зря здесь сказано о сердце: человек может в познании Бога обращаться к разуму, читать  о Боге, он может постичь бытие Божье верой. Но вера без живого сердца не может оживлять, неспособна двигать нас вперед. Разум ограничен человеческим ресурсом, тогда как сердце — тот инструмент, который способен отражать Божественное.

«В чем же заключается моя работа, — говорим мы, — Как мне достичь этой чистоты?». Очищая сердце, я в первую очередь вырываю греховные поползновения, страсти. Я каюсь, и стремлюсь делом изменить расположение своего сердца. Есть опасность того, что неразумное покаяние превратит жизнь в сплошную печаль. Особенно когда наступают действительно тяжелые времена. Тогда радость может казаться вожделенной, но настолько недостижимой, что человек начинает унывать.  И это уныние, конечно, никак не является плодом христианской жизни.  Результатом христианской жизни является единение с Господом Богом, и покаяние — это лишь необходимое средство, которое позволяет достигнуть чистоты души.

проповедь

Есть еще одна уникальная способность, которая помогает в работе над своим сердцем. Это умение благодарить. Ведь покаяние есть видение греха, недостатков, (причем в самом себе). Думаю, если человек будет постоянно всматриваться в грязь, то его душа, без сомнения, будет мрачной. Мрак никак не может воодушевлять человека на подвиги, на терпение, на любовь и жертву. Господь говорит, что мы чада света. Этот свет — живое отражение моей веры в Бога, и он виден в моих делах.

Итак, мы должны быть зоркими не только на грех, но и, прежде всего, видеть все благодеяния Господа, которые совершает по отношению ко мне. Они везде в мире, окружающем меня, в природе, в отношении моих близких, во всем. И даются не по заслугам, чаще всего. Бог попустил, укрепил и благословил, и когда я думаю об этом, мое сердце невольно откликается.

istselenie-10-prokazhennyih

Исцеление Христом десяти прокаженных.

 Мы сегодня слышали евангельское повествование, которое часто читается на благодарственном молебне. Эта история о том, как десять прокаженных людей пришли к Господу Иисусу Христу и просили у Него исцеление от этого тяжкого недуга. Нам не встречается людей, больных проказой. Это страшная болезнь, хуже которой мало что может быть. Прокаженный не просто болен (практически неизлечимо), он изгнан из общества, и к телесным страданиям прибавляются муки изоляции. От людей, от возможности заниматься любимым делом. Случаи выздоровления бывали, но о них, согласно ветхозаветной традиции, должен был засвидетельствовать священник после тщательного осмотра. И вот, по указанию Господа прокаженные отправились к священнику, а по дороге обнаружили, что болезнь исчезла. Но из десяти человек к Господу вернулся только один – самарянин. Единственный человек, который сумел найти в себе сердечные силы и поблагодарить. Тут Евангелие учит нас христианскому делу, которое должно быть в нашей среде нормой.

Ибо человек, который приступает к Господу Богу, приносит некую жертву. Это и сердце «сокрушенно и смиренно», это и жертва прощения. Вспомним слова Господа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:23-24). Без примирения Бог не приемлет жертвы. Как может быть мир между мной и Богом, если нет мира между мной и ближним? И одно дело сказать: «Господи, прости меня». И совсем другое — подойти к живому человеку, который на самом деле меня обидел, или которого я обидел, и попытаться примириться. Это уже труд. От меня требуется усилие воли, смирение, готовность потерпеть какое-то унижение. И вот тогда я действительно понимаю, что такое прощение.

проповедьИ также есть жертва благодарения. Она не должна быть ограничена словами. Сердцевина Литургии называется «Евхаристия» (с греческого «благодарение»). Сердцевина, потому что на Богослужении мы прежде всего должны научиться ценить то, что Он делает для нас. Он сотворил мир, Христос распят за нас, через Распятие Христа Бог дарует нам вечную жизнь. И если я все еще не осознаю, за что мне благодарить Бога, то я мертвый! Именно благодарность делает нас живыми. Если мы не умеем благодарить друг друга — в отношениях, в семье, то мы не способны видеть добрых поступков и слышать добрые слова. Зато сорняком вырастает способность упрекать, делать замечания, во всем видеть обиду. И отношения мертвеют.

Приходя в храм, человек задумывается: Господь спас меня, Он распят за меня, а чем я Ему отвечаю? Что вообще я могу сделать, чтобы Его отблагодарить? «Слава Богу» — вот наши первые слова с утра. Псалмы полны славословий: «Всякое дыхание да хвалит Господа!», «Пою Богу моему, дондеже есмь». И я должен благодарить за все те блага, которыми я окружен, которые подает Господь через моих ближних, через обстоятельства, должен, чтобы моя душа жила.

Хорошо благодарить делами. Чуть пониже — словами. Еще ниже — когда я не замечаю, за что благодарить, но делаю это формально, потому что так надо. Я еще не умер окончательно как христианин, и бормочу в молитвах слова благодарения, которые там часто встречаются. А на самом низком уровне человек вступает в стадию маловерия. Он говорит: «За что я буду благодарить Бога? Я буду роптать». Чего-то нет, в мире происходит какая-то несуразица. Поводов для недовольства и возмущения найдется множество: родители, жена, дети, начальник — все они неправы по отношению ко мне. Человек ропщет, осуждает, и жизнь вместо блаженства становится адом. Вот она, гордыня, вот и смерть духовная.

Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст (около 350–407), икона.

Поэтому, если мы хотим быть счастливыми, научиться благодарить крайне важно. Более того, навыкая благодарить, человек начинает испытывать признательность даже за испытания. Величайшим примером для нас является образ святителя Иоанна Златоустого, который был выдающимся, признанным святым, очевидным и ярким. И за свою яркость был отправлен в ссылку. Умирая в изгнании, он говорил: «Слава Богу за все!». Ведь все в руках Божьих, и все во спасение — ни больше, ни меньше. Если нужна болезнь – буду и за нее Бога благодарить. Если нужна смерть, даже кого-то самого дорогого, – значит, и это я должен научиться принимать с доверием. Потому что каждого из нас ждет Вечность, и важно, какими мы к ней подойдем…

Подготовила Татьяна Колодяжная.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
5 0
391
все новости
В начало страницыВ начало страницы