+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Без этого посты и молитвы окажутся бесполезны
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 3.03.19
Правильно поставленная цель позволяет человеку совершать усилия, необходимые для ее успешного достижения. И нередко человек предполагает, что он получит в результате и чего может лишиться. Наша христианская жизнь, без сомнения, тоже имеет цель. От ее правильной постановки зависит то, насколько вообще нами совершаются усилия. Если цель значима для нас и осязаема, и мы знаем, куда идем, то мы прилагаем в этом направлении сообразные усилия. А если мы не знаем, то может оказаться так, что мы не только необходимые усилия не прикладываем, но и совершаем действия, противоположные своей цели. Очень важно осознать не только свою личные цели, но и те, которые Сам Бог определяет для нас.
Когда мы уверовали во Христа и приняли крещение, мы определили для себя то, что для нас высшей целью является Сам Христос и пребывание с Ним. Причем не только во временной жизни, но и в вечной. Однако, мы не рассматриваем ее как единственную. Может в нашей жизни Христос имеет значение, но имеет значение и семья, и профессия, и заработок, и благополучие, здоровье — что угодно. Или, может быть, какое-то благо, которое мы получаем от Бога. Но Евангелие ясно открывает нам, что наша цель — Христос. Достижение Царствия Божия или стяжание Духа Святого, как говорил преподобный Серафим Саровский, все эти смыслы этой цели не противоречат.
Он Тот, Кто призывает нас к Себе, и именно ради того, чтобы уподобиться Ему, мы с вами здесь и находимся. Бог показывает нам путь через Евангелие, Свою благую весть. И в течение всей жизни мы учимся этой цели соответствовать, правильно направлять усилия. Ибо даже уверовав, не всегда человек сразу сознает, каким образом к Нему идти. Наша душа — потемки. Мы промысел Божий видим как бы сквозь тусклое стекло, говорит апостол Павел. И Бога мы иной раз видим также, предполагая и гадая, представляя Его себе. Но человек, который узрел Бога или хотя бы прикоснулся к том, что Он есть, понимает, что мало лишь уверовать, надо Бога познавать.
И вот это и есть та задача, которая определяет наше движение к цели. Это подвижничество — подвиг как движение к Богу. Подвижник есть не тот, кто двигается хаотично, но он двигается от чего-то уже приобретенного к тому, что еще только необходимо приобрести.
Сегодня одна из подготовительных недель к Великому посту — неделя о страшном Суде. Страшный Суд — это такая корректировка наших жизненных целей. Иногда Господь являет Себя как нашего Отца Небесного, воплощает милость и любовь. На прошлой неделе мы вспоминали притчу о блудном сыне, где показан именно такой образ: любящий отец, который встречает своего заблудшего, пропащего сына с распростертыми объятьями, прощает его и принимает его не в число наемников, а как сына и наследника. Хотя это тот сын, который разбазарил половину его имения. В этой притче любовь Божья явлена нам как привлекающая милость, которая позволяет грешнику не отчаиваться даже тогда, когда, казалось бы, ему нет прощения. Он знает, что милосердный Господь ждет его покаяния, ждет того, что он отвратится от путей неправды. И знает, что даже если он совершил тяжкий грех, Бог ждет его, чтобы простить и дать возможность исправить свою жизнь. Не в себе человек находит эти силы, но он знает, что эти благодатные силы — в Боге.
Но при этом нередко как раз только любви недостаточно. Бывает что если человека только жалеть и гладить по головке, то он нередко укрепляется в своем нечестии. И тогда упование на Божье милосердие может сделать человека беспечным и распущенным в отношении совершаемых им грехов. Между тем,«В чем застану, в том сужу», сказано Господом. Нельзя постоянно рассчитывать на то, что успеешь покаяться. А если я, христианин, равнодушно смотрю на поведение близкого человека, который надеется привести в порядок свою жизнь когда-нибудь потом, то может случиться так, что он не успеет этого сделать и погибнет.
И тогда наступает суд временный. Это частный суд, который совершается над каждым человеком, и суждения о человеке выносятся временные. Об этом человеке еще может молиться Святая церковь. Мы собирались вчера, во Вселенскую родительскую субботу, и просили, чтобы тех, кто не успел должным образом покаяться, милосердный Господь избавил от страшной посмертной участи. И по нашим молитвам такое действительно может случиться.
Но сегодня мы вспоминаем Страшный суд. Такой своего рода меч, который уже не спрашивает, что с тобой будет дальше. Его вердикт определяется тем, в каком состоянии ты пришел к этому рубежу. Никакого временного приговора. Раз — и Господь праведных овец отделяет направо, а бодливых козлов, которые противились Богу и не признавали Его, не строили свою жизнь — налево. Жестоко? Но мы не должны забывать, что Бог любящий, но и справедливый и не сентиментальный. Он, конечно, не может равнодушно относиться к творимому злу. Он не может сказать: вы, те кто пострадали от руки Гитлера, и ты, Гитлер — вы все будете наслаждаться Раем, потому что Я милосерден. Ты, Чингисхан, и все те, кому ты отсек головы — вы будете одинаково получать награду. Очень странная справедливость тогда возникает.
Да, конечно, мы знаем — «ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам» (1Кор. 15:41). Это говорится о праведниках, которые в разном состоянии будут славить Господа, в разной степени отражать Его славу. Так же можно сказать и о грешниках — те, кто зла сделал много, тот и бит будет много, а тот, кто сделал мало — и бит будет мало. Об этом говорит нам Священное писание. Но при этом, что удивительно, это повествование о Страшном Суде, которое мы слышали сегодня, говорит нам не о церковном собрании, не о тех видимых христианских подвигах, которыми иной раз кичатся фарисеи — о постах, молитвах. Накануне Поста мы должны об этом помнить: что не в этом, не только в этом заключается подвиг. А ведь нередко именно эти вещи для нас становятся критерием церковности. Сколько молитв читаем — и я скажу об этом тебе, ты узнаешь и удивишься моей духовности. Как я пощусь — и скажу об этом тебе, чтобы ты узнал, какой я постник. Или еще что-нибудь такое, о чем мне хочется рассказать другим, чтобы меня почтили как труженика на ниве богоугодной жизни… Но на самом-то деле, во-первых, сам по себе пост, как мы слышали сегодня в послании апостола Павла: «Что ест человек, что не ест — это не приближает и не отдаляет от Бога» (1Кор. 8:8). Первые два дня Великого поста положено не вкушать пищу, и мы утешаемся тем, что это вменяется нам в награду — на самом деле нет… Строгость поста — это всего лишь наш отклик на Божий призыв потрудиться. А для чего труды? Как раз об этом и говорит нам история из Евангелия сегодняшнего дня.
«Алкал Я, и вы дали Мне есть, — обращается Господь к праведникам, — жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». «Когда же мы все это сделали? — изумлены праведники, которые просто оказывали помощь тем ближним, кто в ней нуждался. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», отвечает Христос. Также Он обращается и к бодливым грешникам: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. <…>Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». То есть, Господь отождествляет Себя с нуждающимися.
И при этом бывает так, что эти нуждающиеся, они не просто есть — они кричат: «Помогите мне!». Конечно, это не значит, что на любую рассылку в интернете нужно откликаться, потому что за этим стоит Христос… Многие люди, к сожалению, в этом мошенничают. Мир такой сейчас, лукавый, есть те, кто зарабатывает на наших сердцах, на нашем милосердии. Но при этом, недаром говорится: «Милостыня в руке должна запотеть» — то есть, совершиться вдумчиво. И: «Лучше согрешить в милостыне, чем в суде», то есть, чем осудить просящего. Здесь мы сталкиваемся с христианским сердцем, с христианским выбором. И здесь вообще не имеет значения, постимся ли мы, молимся ли. Вот если пост, молитва способствуют тому, чтобы я в своем сердце преодолел зависть, гордыню, осуждение, свои страсти, тогда значит и пост мой правильный.
Ведь мы часто постимся по привычке. Или правило — читаем в храме все вместе, собрались вечером и прочли канон Андрея Критского — и хорошо. Не для того эта культура создана, чтобы мы помолились, походили и на этом все. Эта культура должна нас вести к чему-то. К изменению сердец, к тому, чтобы любовь в нас проснулась братская и сестринская. Чтобы меньше осуждали, раздражались, научились слышать своего ближнего, стали думать, а где я могу помочь, кому могу протянуть руку?
И тогда появится правильное, рассудительное видение, появится подходящий случай. Ведь может даже оказаться так, что вроде и делаем доброе дело, но с тщеславием, как фарисей, о котором недавно вспоминали.
Иными словами, наша задача в этом случае — не бояться Страшного Суда. Мы с вами, слава Богу, уже призваны и находимся в храме Божьем. Господь коснулся наших сердец, наших умов — ради чего? Ради того, чтобы мы веровали во Христа и помнили, что вера без дел мертва. Да, скажем мы, Святые отцы, подвижники благочестия иной раз вообще не совершали вроде бы внешне никаких добрых дел. И говорили наоборот, что самое главное дело — когда мы собираемся в храме Божьем на молитву, в том числе, на канон Андрея Критского. Я не умаляю значения поста, значения молитвы — и домашней, и общинной, но мы говорим о другом. О том, что следует дальше.
Есть выражение «Литургия после Литургии». Ведь «литургия» — это общее дело, а что потом? Где я совершаю богослужение дальше? Со своей семьей, со своими близкими или дальними? Вот и становится понятно, для чего тогда молитва. Да, подвижники высокой духовной жизни молились за весь мир и могли двигать горы своей молитвой. Их подвиг в том, что они все силы обращают к Господу Богу и уже здесь на Суде Страшном предстоят, боятся быть осужденными, боятся оскорбить Господа Бога. Это совсем особое состояние.
У нас же очень много разных взглядов на жизнь, интересов, убеждений, целей. С одной стороны, мы не можем отвергнуть мир, в котором живем, пренебречь всеми этими вещами. Но опять же, мы живем перед Богом, и все то, что мы делаем, ради чего прилагаем усилия, определяет нашу участь. И этот суд каждый день человек может применить к себе. Где я? С кем? Куда иду? И это поможет нам быть подготовленными к окончательному вердикту нашей земной жизни.
Здесь важно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ведь истинно верующий человек не может думать только о себе, он, конечно же, молится и о своих близких, заботится о том, чтобы они изменили свое отношение ко Христу. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф. 5:16), сказано нам в Евангелии. Своими делами мы привлекаем людей ко Христу, и они тоже понимают, ради чего мы преодолеваем сопротивление лени, немощи, страстей и грехов. Поэтому, стоя на пороге Поста, будем помнить о своей главной задаче — быть ближе ко Христу.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости