+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Таинство Крещения
Таинство Крещения
Слово ”крещение” – славянский эквивалент греческого ”баптисма” (”погружение”). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, ”топят” грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн. Вода — символ очищения, символ жизни, но одновременно – и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников – священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он дает Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие. ”Крещение покаяния”, которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них; являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами, покаяться в них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В ”крещении покаяния” осуществлялось и целительное воздействие Божие на зараженные грехом человеческие души.
Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении, ибо был безгрешен, и в спасении, поскольку Сам являлся Спасителем. Но Он погрузился в воды Иордана, чтобы показать, как ”надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф.3.15). Принимая крещение во имя Христа, человек не просто ”смывает” с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха –умирает со Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: ”Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого” (2 Пет. 2.20).Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников – крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.
Крещение в Православной Церкви и совершается троекратным погружением с головой в купель – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Над крещаемым произносится заклинательная молитва ”отгнания диавола”. Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя: ”Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…” (Мф. 16.24). Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещеному преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос.
Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны ”и всех дел его, и всего служения его” и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) свое желание ”сочетаться со Христом”. Читается Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крестного – духовное просвещение”, свет радости.
До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением –устным научением вере. Оглашаемые делились на несколько разрядов (до пяти), а оглашение (или катехизация) могло длиться до трех лет. В настоящее время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен по меньшей мере прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Cnacителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нем, чтобы ”вода не осталась водою” и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена.
Таинство Миропомазания
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа. «Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия» – 48-е правило Лаодикийского собора.
Как смерть и воскресение Христово завершились Пятидесятницей — сошествием Святого Духа на Апостолов, так и Крещение человека завершается Миропомазанием. В Крещении человек спогребается и совоскресает со Христом, в Миропомазании же он удостоивается благодати Святого Духа. Таким образом, Миропомазание — это поистине личная Пятидесятница. Мы получаем в дар Того, Кого только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Сыну Своему, Который нисходит на Иисуса у Иордана, являя Его как Помазанника, Сына Возлюбленного и Спасителя. Святой Дух нисходит на нас и пребывает в нас как личный дар Христа, дар Его жизни, Его Сыновства, Его единения со Отцем. ”Дух от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам” (Ин.16: 14-15) — говорит Христос. Во Христе мы принадлежим Отцу, принимаемся Им как сыновья. Во Христе, истинном храме, ибо ”Он говорил о храме тела Своего” (Ин.2: 21), мы становимся храмом Духа Святого (”Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” (1Кор.3: 16) — говорит апостол Павел).
Христос — Царь, Священник и Пророк, и мы во Христе становимся царями, священниками и пророками; и, по словам св. Иоанна Златоуста, ”в изобилии обладаем не одним, а всеми этими тремя достоинствами”. «Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп.4: 8). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе.
Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека –одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11: 2) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние – к наставлению и утверждению воли в добре» «Православное Исповедание Веры».