+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Таинство Исповеди
Содержание:
Зачем нужно исповедоваться
Цель жизни христианина – Встреча с Богом, обретение в Нем радости и полноты бытия. Но соединиться с Ним нам мешает грех. Исповедь – это удаление преграды греха между кающимся и Богом. На исповеди мы отрекаемся от того, что в нас чуждо Богу, что не соответствует Его замыслу о нас.
Покаяние привлекает благодать Божию, которая врачует душу человека, дает силы бороться с грехом, привносит в душу мир и радость о Духе Святом. После исповеди мы получаем возможность соединиться с Богом в Таинстве Причастия.
Происхождение
Об истоках Таинства покаяния можно прочесть в Новом Завете: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1:4-5).
Значение
В Таинстве участвуют три стороны. Во-первых, Бог. Святая Троица, посылающая сердцу кающегося Благодать покаяния и прощения. Во-вторых, кающийся человек, исповедующий свои грехи. В-третьих, священник, имеющий власть разрешать от них кающуюся душу. Власть эта передается в череде рукоположений, идущей от Апостолов. Во время своей земной проповеди Спаситель обещал апостолам, что они получат власть отпускать грехи: «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
Кающийся исповедуется Богу, а священник призван засвидетельствовать это искреннее раскаяние и Божие прощение властью, ему данной.
Какие грехи прощаются в Таинстве Покаяния?
Все те, которые мы совершили после Крещения, в которых раскаялись на Таинстве исповеди. Покаянию предшествует голос совести, внутреннее раскаяние, намерение исправить жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Всегда ли раскаяние плодотворно? Раскаяние может быть духовно бесплодным, если в кающейся душе не возникнет горячее желание не грешить более. Отказа от повторения греха требовал Христос. Спаситель говорит исцеленному им человеку: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Завершая беседу с женщиной, уличенной в прелюбодеянии, Христос говорит ей: «…и Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши» (Ин.8:11).
Откуда нам известно, что человеку, который раскаивается, прощаются грехи? Об этом говорит и Библия, и Священное Предание. В Евангелии от Луки говорится о грешнице, которая слезами покаяния омыла ноги Спасителя, и Он сказал ей: «Прощаются тебе грехи. Вера твоя спасла тебя. Иди с миром» (Лк. 7:50). Покаявшийся в последнее мгновение жизни разбойник, распятый справа от Христа, введен был в Рай первым. И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в Раю» (Лк. 23:43).
Из Предания мы узнаем об именах многих грешников, которые раскаялись в своих грехах и стали святыми. Красноречивый пример – житие преподобной Марии Египетской. Из блудницы покаяние превратило ее в великую пустынницу, в воплощение смиренной и праведной чистоты.
Подготовка к Исповеди
Как каяться? Как распознать грех, чтобы его исповедовать? Каяться надо в том, в чем обличает совесть. Чем испытать совесть? Истина затуманена в душе грешника. Прежде всего, нужно преодолеть состояние, которое можно назвать духовным сном. Нужно отложить все земные заботы, кроме неотложных. Совесть направить на исследование мыслей и поступков, каждый из которых должен быть проверен заповедями Ветхого и Нового Заветов (см. Приложение 1).
Кроме того, в естестве человека выделяют восемь главных греховных страстей: чревоугодие, любодеяние (блуд), сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Распознавая движение страстей в своей душе, нужно их исповедовать. Существуют и противоположные им добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь. Целью духовной жизни является не только лишь избавление (освобождение) от греха, но и насаждение на месте греха противоположной ему добродетели.
Как и когда исповедоваться?
Таинство покаяния совершается на исповеди. Исповедь состоит в назывании вслух перед священником своих грехов. Это очень важно, потому что так преодолевается гордыня, источник всех грехов, подавляется уныние, возвращается надежда на исправление. Всякий, кто хоть раз в жизни искренне исповедовался, знает, какую легкость и желание жить сообщает душе это спасительное таинство. На исповедь нужно идти с искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас, и с решением покориться священнику, если он наложит епитимью. Не нужно говорить о том, в чем не грешен или повторять прежде исповеданные и отпущенные грехи, если с тех пор их больше не совершал.
Как часто надо исповедоваться? Всякий раз, когда мы готовимся ко Причастию. А еще исповедь полезна во время тяжелой болезни. Неизвестно в какой момент жизни Бог может призвать каждого из нас на Суд Свой. Желательно приходить к исповеди как можно чаще.
О роли духовника
Наличие духовника не обязательно, но желательно, если мы хотим двигаться вперед в духовной жизни. «Миссия духовника – привести человека ко Христу; когда же человек встретит Христа в своем личном опыте, священник должен отступить в тень и не заслонять собой Господа» — митрополит Илларион (Алфеев). «Задача духовного отца – не уничтожить свободу человека, но помочь ему узреть истину о себе» — Епископ Каллист (Уэр).
Духовник — это не обязательно старец. Это, в первую очередь, священник, которому мы регулярно исповедуемся. Специального чина посвящения в духовные чада не существует, это отношения, которые скрепляются временем и доверием.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда он говорил «от себя», были ошибки, а Старец Силуан, приводя эту фразу, пишет, что ошибки могут быть маленькие, а могут быть и большие: «Нужно учесть, что действие Святого Духа не всегда распространяется на все, что духовный человек говорит. Когда идешь спрашивать о чем-либо духовного отца, молись: «Господи Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле Твоей».
Нужна ли частая исповедь? (Мысли пастырей).
Протоиерей Артемий Владимиров:
Начнем с того, что частая исповедь является внутренней потребностью просвещенного ведением христианина, потому что в основе покаяния лежит жажда очищения, стремление хранить совесть незапятнанной пред Богом.
Как мы постоянно снимаем нагар со свечи ради того, чтобы она горела ровно и без копоти, так и ученики Христовы призваны вести непрестанную борьбу с помыслами и худыми желаниями, препятствующими молитве. Великое Богом данное пособие к восстановлению душевного мира – учащенная исповедь.
Исповедь никогда не бывает «одной и той же», потому что состояние сердца – величина переменная, а не постоянная… Но важно понимать, дорогие мои собеседники, что благотворные последствия этого таинства предполагают устремленность к Богу наших мыслей и чувств в непрестанной молитве, бдительное внимание к своей душе, хождение пред лицом Отца Небесного в течение всего дня.
Господь вместе с отпущением грехов после их искреннего исповедания всегда просвещает душу, вразумляет и наставляет ее Своей благодатью, разрешая многие наши недоумения и внутренние смущения. В данном случае речь идет именно о непосредственном действии Духа Святого, а не об устном наставлении пастыря. Познать это на собственном опыте могут все православные христиане, если они хранят себя от смертных грехов и держатся совершенного незлобия в отношении к людям.
Тем, кто жалуется на однообразие духовной жизни, я хотел бы посоветовать заняться более пристальным самонаблюдением и ведением духовного дневника. Навык подводить итог каждому прожитому дню, соединенный с принесением Господу покаяния и молением об исправлении, смиряет душу и привлекает к ней обильную помощь Божию.
Протоиерей Максим Первозванский:
«Не просил бы прощения — дрался б табуреткой»
Итак, мы просим прощения у Бога ежедневно. И, приходя на исповедь, перед Богом исповедуем свое недостоинство. Вот, допустим, человек дома раздражается на жену десять раз в день. Он может десять раз в день у нее попросить прощение? Может, если он не просто формально это делает. Если при этом она видит, что он старается, хотя ничего особо не меняется, то все равно понятно: да, человек прилагает усилия. Если бы прощения не просил, не прилагал усилий, наверное, вообще бы давно табуреткой дрался.
Или идет молодой парень двадцатилетний по улице, а навстречу — группа девушек в мини-юбках и в прозрачных майках. Понятно, что все это его задевает. Он просит у Бога прощение в том, что вот: да, Господи, прости меня, мучаюсь блудными помыслами. Значит ли это, что он с понедельника может гарантировать что при встрече с очередной девушкой без юбки, он не будет разжигаться? Понятно, что будет. Но прощения просит искренне: «Господи, прости, такой я нехороший, но пытаюсь что-то с этим сделать, пытаюсь глаза отводить». И что плохого, если человек постоянно просит прощение на исповеди за свои грехи, с которыми никак не справится?
Протоиерей Константин Островский:
Вообще, очень важно, какие мы задачи ставим. Если мы ставим перед собой задачу жить внешне благопристойно и только, то мы и получаем эту благопристойность, как ореховую скорлупу без ядра. А вообще-то мы должны желать соединиться со Христом. Мы к этому призваны, для этого Богом созданы.
Таинство исповеди помогает бороться со страстями, но не освобождает от них. Бог оставляет нам страсти, чтобы мы, ощущая их в себе, смирялись; падая и поднимаясь в борьбе с ними, обретали духовный опыт, так что со страстями нам придется бороться всю жизнь.
Приложение 1.
Десять заповедей Ветхого Завета:
- Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
- Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
- Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
- Не убей.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. (Исх.19-20,24).
Заповеди Нового Завета:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей — возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф.22:37; Мк.12:30; Лк.10:27+ Втор.6:5).
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф.7:12, Лк.6:31).
Заповеди Блаженства (Мф. 5:3-12):
- Блаженны [Μακάριοι — счастливы] нищие духом (нуждающиеся в Духе, осознающие нужду в духовном совершенствовании), ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
- Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Есть и другие заповеди, которые нам, как чадам, открывает Христос в Евангелии.
Можно сказать, что Ветхозаветные заповеди – это заповеди Закона. Закон — это дисциплина, учеба, до тех пор, пока не поймешь, что к чему. Закон — для рабов и работников. Нарушил Закон — наказание. Исполнил Закон — поощрение. Новозаветные заповеди – это заповеди благодати. Благодать — для тех, кто готов стать из рабов Божьих детьми Божьими. Однако, прийти к благодати можно только через закон.
Приложение 2.
Чинопоследование Таинства Покаяния
Пред началом исповеди пред иконой Спасителя ставится аналой, на котором священник полагает святой крест и Евангелие, для напоминания о невидимом присутствии Самого Господа. Кающиеся (или кающийся) стоят вблизи пред аналоем.
В начале исповеди священник читает для всех исповедников общие покаянные молитвы:
Благословен Бог наш…
Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава и ныне:
Приидите поклонимся (трижды). 50-й псалом.
И настоящие покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». Слава: «Господи, помилуй нас…». И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…».
Также: Господи помилуй (40). После чего священник читает две молитвы о кающемся. (Эти молитвы читаются для всех, если исповедников много).
Священник говорит: «Господу помолимся».
И молитву первую о кающемся: «Боже, Спасителю наш…».
«Господу помолимся».
И молитву вторую: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго…».
В этих предварительных молитвах Церковь просит Милосердного Господа помиловать кающихся, принять их сердечное покаяние, простить им все грехи и беззакония, снять с них анафему и клятву, которой они подпали по немощи и нерадению, освободить их от вечной муки и разрешить тяготеющие на них вины и преступления.
После этого священник говорит к исповеднику (или исповедникам) увещание:
«Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся (т. е. без боязни, смущения) рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами, аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши».
После этого читается Символ веры.
Затем священник приступает к самой исповеди, которая должна быть наедине с каждым человеком, хотя бы то был малолетний. Так как покаяние и исповедь предполагают сознание себя и умение различать добро и зло, то на исповеди не бывают младенцы (до семи лет), умалишенные и бесноватые.
Когда кающийся пред священником окончит исповедание всех грехов своих, тогда священник повелевает преклонить главу и читает молитву: «Господи Боже спасения рабов Твоих…», в которой просит Господа простить грехи кающемуся, примирить и соединить его со Святой Церковью. Эта молитва — древнего происхождения и в Восточных Церквах является разрешительной. (Эту молитву при множестве исповедников священник читает единой для всех их после покаянных молитв и увещания.) После священник произносит разрешительную молитву:
«ГОСПОДЬ И БОГ НАШ, ИИСУС ХРИСТОС БЛАГОДАТИЮ И ЩЕДРОТАМИ СВОЕГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ, ДА ПРОСТИТ ТИ, ЧАДО (имя), ВСЯ СОГРЕШЕНИЯ ТВОЯ, И АЗ НЕДОСТОЙНЫЙ ИЕРЕЙ (или иной сан, в какой рукоположен), ВЛАСТИЮ ЕГО МНЕ ДАННОЮ, ПРОЩАЮ И РАЗРЕШАЮ ТЯ ОТ ВСЕХ ГРЕХОВ ТВОИХ, ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА. АМИНЬ».
Обыкновенно при разрешении от грехов духовник покрывает кающегося епитрахилью, а говоря конец разрешительной молитвы, «знаменует крестообразно десницею (правой рукою) главу кающегося». Возложение епитрахили на главу исповедника имеет одинаковое значение с возложением рук и благословением епископа или пресвитера. Епитрахиль, покрывающая голову кающегося, служит также символом благодати Божией, покрывающей все грехи его.
Получив разрешение грехов, исповедник целует крест и Евангелие, лежащее на аналое. Это, с одной стороны, знак примирения его с Господом после таинства Покаяния, а с другой — знак удостоверения в том, что он искренне исповедал все грехи и имеет твердое намерение по возможности избегать высказанных на исповеди грехов, быть истинным последователем евангельского учения Иисуса Христа и идти вслед Его, неся свой жизненный крест.
В храме преподобного Сергия Радонежского исповедь совершается на вечернем богослужении накануне Божественной литургии, с 17 часов. Также исповедоваться можно во время самой литургии, для чего следует прийти за 10 минут до начала службы — в будние дни это 7:50 (начало службы в 8:00), в воскресные и праздничные дни — в 8:20 (начало службы в 8:30). В воскресные дни в нашем храме также бывает ранняя литургия, начало которой обычно в 6:30 (начало исповеди также в 6:30). Эту информацию можно уточнить в расписании богослужений.