731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Свет Преображения. Яблоко, возвращающее рай

Кирилл Белоусов
Дата публикации: 14.08.2017

Иногда приходится заглядывать в светские газеты: любопытно поглядеть, как нашу храмовую жизнь представляют люди, от церковной жизни далекие.

Человек может с трудом произносить «Преображение Господне», а уж «Происхождение древ Честнаго Животворящего Креста» – для него скороговорка, о которую язык сломаешь.

Зато он знает, что в августе бывают три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. На медовый освящают водичку «с креста», а так же и мёд. Все в этот день приходят с баночками и держат в руках липкие мешочки и крышечки, а батюшка с кропила роняет в янтарную сладость священные капли.

На Яблочный Спас в храм приносят освящать яблоки. Вообще сейчас в нашем городе появилось много гостей из южных регионов, и они эту традицию «сломали»: они несут в храм освящать и виноград, и персики, и даже арбузы на блюдах. Зачем? «Чтобы лучше торговалось наверное». Но еще лет двести назад и яблоки-то были лакомством. Бабушки грозили внукам пальцами и устраивали юным лакомкам своеобразное дополнение к посту: яблок до Спаса не кушать.

Почему третий Спас называют Ореховым, не может толком объяснить даже Википедия. Орехи в этот день не освящают точно. Наоборот, только-только кончается пост, и все радостно нарезают на обед сыр и колбасу, запивая кефиром.

Наверное обычаи эти очень красивы. Вот только бы не вытесняли они в сознании человека истинное значение праздника. А то получается постмодернистская игра: человек приходит в храм, над ним совершается красивый обряд под неземное пение хора… И Христос смотрит с ликов так внимательно и строго, и свечи потрескивают… Но от обряда до молитвы – нужен шаг.

Что связывает эти три церковных праздника – Обретение (Происхождение) Креста, Преображение Господне и день Нерукотворного Образа?

Все они связаны с жизнью Спасителя, равно как и многие другие праздники.

Все три обрамляют Успенский пост: один приходится на начало, другой примерно на середину, третий же на первый день после пощения. И это тоже промыслительно и поучительно.

Главный же смысл, объединяющий все три праздника можно выразить словами апостола Иоанна Богослова: Слово стало плотью (Ин. 1:14).

Слово – значит Бог. Как обычное слово не произносится просто так, а для того, чтобы выразить какую-то мысль, так и Слово с заглавной буквы – Высший Разум, Высший Смысл. Он создал из ничего, из пустоты – материю. Из материи – человека, а также растительный, животный, минеральный мир вокруг него. Человек не похож на камень; в отличие от растения, он умеет творить, в отличие от животного, управлять волей, выбирать между добром и злом. Писание говорит, что Господь создал нас по Своему образу и подобию – что это? Способность к творчеству – раз, свободная воля – два, и… Так и напрашивается ответ: …и бессмертие?

И бессмертие!

Но так уж вышло, что человек, обладая свободной волей выбирать между добром и злом, однажды выбрал зло. Или иными словами – небытие. К добру относилось все то, что сотворено Богом, зло же то, чего Бог не творил…

Зло вдруг коснулось материи, или, говоря богословским языком, «плоти» – словно трещина появилась на безупречной до того глади зеркала. Нагое тело ощутило стыд и холод, страх боли и болезни. И райские животные уже оказались не однозначно добры… Падший человек в ярости топчет и змея, и простого червяка, а тот в ответ жалит его в пяту, испуская смертельный яд.

Писание образно говорит нам, что человек был изгнан из райского сада. Можно, наверное, понять и так: райский сад потерял смысл. Природа перестала быть райским садом. Для кого он теперь, если человек, ради которого он создан, болен и движется к смерти? Так без толка валяются скакалки и мячи у постели больного лейкозом ребенка. Смерть пока не видна, не заметна, но она уже циркулирует в его крови, делятся опасные клетки, оставляя все меньше места для переноса спасительного кислорода…

Как спасают больных заболеваниями крови? Переливают кровь и пересаживают костный мозг, по сути тоже имеющий отношение к кроветворению – от самых близких людей, для ребенка – как правило родителей.

Вот и Бог, чтобы спасти нас, стал для нас донором. Можно сотворить из малого большое, но сколь серьезнее творческое чудо, когда не просто большое, но бесконечное становится малым. И тем не менее Господь вочеловечился. Для чего? Чтобы у Него появились, как и у всякого человека, тело и кровь – чтобы было что переливать погибающему человеку.

Тела и Крови Христовых мы причащаемся в Таинстве Евхаристии в храме. Но прежде Христос победил смерть – умер и воскрес, и Плоть Его стала бессмертна.

Вот этому посвящен праздник Преображения.

Что было до события на Фаворской горе? Апостолы слушали мудрого Учителя. Наверное они считали Его царем Израиля, который освободит их от владычества римлян. Или, может быть, особым праведником, который похлопочет перед Богом за то, чтобы после смерти их души попали в какое-нибудь приличное место (вспомним братьев Зеведеевых, за которых хлопотала их наивная мать).

Но Христос на горе Фаворской показывает ученикам совершенно иной образ: плоть преображается, источает неземной свет – значит сама становится неземной. Плоть?! То есть обычные человеческие руки, ноги, голова? Да, и это ждет вас – апостолов и всех, кто называет Христа своим Учителем и Спасителем.

И тут же звучит грозное пророчество о страданиях и смерти Христа. Да, и обычное переливание крови не бывает без боли и страдания.

Но здесь не укол, а смерть, не слабому и больному созданию, а Богу и Создателю. Для античных философов – немыслимая вещь! Противоречие! Но только таким противоречием можно прорвать пелену смерти.

Так же противоречие, поражающее ум, не позволяющее человеку оставаться таким как прежде, лежит и в основе трех праздников Спаса.

Крест и мёд – боль и утешение (но боль хирургическая, а сладость – как ощущение выздоровления). И освящение воды, когда на скопление самых простых молекул – два атома водорода и один кислорода – мы призываем сошествие Святого Духа. Вот Первый Спас.

Холст, обыкновенный кусок чистой белой ткани, и чудесным образом появившийся на нем образ Христа – одна из величайших в истории картин – изображений, проекция Неземного на земное, в которой тем не менее очевидно присутствие Неба. Вот Третий Спас.

И Спас Второй, когда освящаются яблоки – то есть снова на земной плод призывается небесная благодать.

Но яблоко – не просто материя, это вкусная материя, и Господь тем самым снова словно детей утешает нас. Но одновременно напоминает нам и о том яблоке (плоде), который сорвала с Древа Познания Ева и протянула несчастному Адаму. В день же Преображения яблоко дает нам Христос. Тот плод был запретным, этот – спасителен; тот – ядом, этот – лекарством.

В этом контексте важен и августовский Успенский пост. Не то чтобы современный человек утончает, изнуряет себя. Просто он символически не тащит в свое чрево лишнего, чтобы «распробовать» спасительный плод, сосредоточиться на нём. Но это лишь символическое описание. Яблоки – лишь символ Евхаристии, спасают не они, а причастие Святых Христовых Таин. Именно для последнего и пост вводится: чтобы не просто три дня попоститься, а подольше. И поститься не только в смысле еды, а в смысле – посвящать себя Спасителю, «весь живот наш Христу Богу предадим».

Что сказал апостол Пётр, став свидетелем чуда на горе Преображения? «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем три кущи…» Говоря современным языком: поставим три палатки, три мангала на природе, будем вкусно кушать, петь и праздновать, прославляя Христа, Моисея и Илию. Да спускаться рано или поздно придется: у Учителя впереди – крестные страдания. Но вдохнуть аромат рая, увидеть нетварный свет его – уже чудо.

Рай этот, вернее Небесный Иерусалим, ждет нас впереди – после всеобщего воскресения из мертвых. Пока же и нам предстоит спускаться с фаворской горы, возвращаясь в обыденность, а как знак бывшего с нами ощущения рая – нести в пакетах яблоки и в банках мёд. И как Бог любит нас, и ради любви пошел на вочеловечение и страдания, тем более мы не должны забывать о любви к ближним. Можно и их порадовать райскими плодами. Только, пожалуй, не попрошаек-цыганок, а тех, кто не дошел до храма, по болезни, а то и по маловерию. Угостите их яблоком из райского сада, и помолитесь, может быть, Бог поможет ощутить этот вкус и им…

Остап Давыдов


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
398
В начало страницыВ начало страницы