+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

О просфоре и святой воде

Дата публикации: 28.11.2015

святая вода и просфора

Священный хлеб

В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. ”В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3, 19), – некогда сказал Бог Адаму.

Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя ”Хлебом Жизни” (Ин. 6, 35), говорил, что ”ядущий хлеб сей будет жить вовек” (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в Таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: ”Иисус взял хлеб и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое»(Мф. 26, 26).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь – Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

просфораПросфора (приношение – греч.) – это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят при церквях. Они состоят из двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).

Во время Божественной Литургии из одной (агничной) просфоры особым образом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце Литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором (”вместодарие” – греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн.

Артос (квасной хлеб – греч.) – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос – символ Воскресшего Христа – пребывает на аналое напротив Царских Врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.

Молитва на принятие просфоры и святой воды.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь

Святая вода

святая водаВода — важнейший элемент мироздания, тварного бытия, необходимейшее условие жизни и в космосе, и в самом мельчайшем теле. Вода необходима нам в конкретных, «земных» потребностях прежде всего из-за своего очищающего действия. Без очищения любой из нас через день-два будет чувствовать себя весьма гадко из-за грязи телесной. Уже через день-два без воды мы почувствуем и отсутствие целительной силы воды — нас охватит жажда, начнется упадок наших физических сил.

И уже в древности вода стала служить и духовному нашему очищению, духовному нашему возрождению, духовному нашему исцелению от болезней и появлению духовных целительных сил, насыщению нашей духовной жажды.

В словаре В. Даля больше пяти страниц мелкого шрифта описывают слова, связанные со значением воды (от водицы и водочки до водочерпа и водоямины). А в словаре протоиерея Г. Дьяченко говорится о воде богоявленской («освященная накануне и в самый праздник Богоявления или Крещения Господня. Она изображает воду иорданскую, освященную погружением в ней крестившегося Иисуса Христа»), крестильной («освященная при совершении Таинства Крещения»), розовой («разбавленной душистым соком, извлеченным из цветка розы. Она употребляется в смеси с вином при освящении святых престолов в храмах, — изображает то благовонное миро, которым сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса Христа, а Иосиф с Никодимом все тело Его при погребении»), теплой («теплота — это чистая родниковая вода, нагреваемая в церкви и вливаемая в святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми для придания Им естественной теплоты тела и крови»), святой («над ней совершено священником молитвенное освящение по чину малого освящения воды»), воде очищения («особо приготовленная»… с «особым назначением», упоминается в Ветхом Завете). У католиков мы можем встретить григорианскую воду (смешанная с пеплом, солью и вином) и воду различных святых (францисканскую, екатерининскую…).

По отношению к воде Крещенской, Великого Освящения, употребляют слово «Агиасма» (корни которого уходят в значение скинии, храма, святыни. Фактически, в момент Крещения и празднования годовщины этого великого события, вся вода на Земле становится Агиасмой. По отношению к воде «Малого освящения» можно встретить и словосочетание «Малая агиасма». Этим указывается на значение этой требы, единство действий священника (очищение от нечистоты, греховности, скверны и темных сил облагодатствованной воды, сообщения ей духовных энергий) и в Великом, и малом и в действиях по совершению подготовки воды к Таинству Крещения. Поэтому такое благоговейное отношение к освященной воде, поэтому и такие её свойства. Еще в антиохийской проповеди 387 года св. Иоанн Златоуст говорил: «В этот праздник в полночь все <…> приносят её домой и хранят весь год <…> качество этой воды не портится от продолжительного времени целый год, а часто 2 или 3 года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает воде, только что взятой из источника…». По Церковным правилам освященная вода «если и выливается, то только в «непопираемое ногами место»

Обычно православный человек утром, после прочтения утренних молитв, испивает освященную воду (и неважно один или пять глотков он выпил) и съедает кусочек просфоры или артоса с молитвой (« Да будет святая Твоя Крещенская вода…»), и затем, благословясь, начинает грядущий день.

В тех местах и обстоятельствах, когда невозможно Причащение, верующие люди через святую воду и хлеб присоединяются к Божественной Благодати, к Святыне. Необходимо также кропить освященной водой и себя при различных труднообъяснимых греховных влечениях, болях, бессоннице, раздражительности и проч., помня, однако, что не сама по себе освященная вода (как и крестик, и иконка, и мощевик) исцеляет. Важно не поклонение, а почитание, не магия, а церковная жизнь.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 1
6 576
В начало страницыВ начало страницы