+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Славим Рождество Христово. Святки (святые дни).

Дата публикации: 08.01.2016

Рождество Христово

Как проводить Святки

Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления. Святки возникли после того, как общий праздник Богоявления, который объединял и Рождество, и Крещение Спасителя, был разделен на два праздника. Промежуточные дни между Рождеством и Богоявлением как бы составили один день праздника.

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исайи о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы».

Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа — бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см.: Гал. 5, 22-23). Елку украшают Вифлиемской звездой. Под такой звездой и надо читать историю о пришествии на землю Спасителя.

С Вифлиемской звездой ходят по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славят рождение Спасителя. Раньше среди участников были и те, кто показывал вертеп. Вертепами называли сцены, изображающие историю Рождества Христова. Это мог быть живое театральное представление, или кукольный театр, или ящик с фигурками. Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус, лежащий в яслях, Святой Иосиф, вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Изображаются пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия, три волхва, ангелы, принесшие весть о рождении Спасителя.

Вертеп На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.
Рождественские украшения своими руками

Колядки

Колядки — это праздничные рождественские народные или авторские песни. Пение этих песен стало неотемлемой частью рождественского праздника. Хотя в основе колядования лежит языческий обычай, христианская традиция одухотворила языческую колядку, превратила её из гадкого утенка в прекрасного лебедя, утвердив главным сюжетом Рождество Христово.

Рождественские колядки представляют собой вариации на один сюжет. В каждой из них присутствуют неизменные персонажи: пастухи и волхвы, грешные люди и Ангелы, Иосиф и Дева Мария, Сам Иисус и кровавый царь Ирод.

Колядки разнообразны по настроению. Одни из них облекаются в трогательно-нежные колыбельные, другие звучат как празднично ликующие гимны, а иные выдержаны в духе созерцательно-лирических песен или сентиментальных романсов.

Рождественские песнопения. Северное трехголосие.
Поют матушки Иулия Колосова, Светлана Верешок и Ольга Забродина.

Колядки на сайте Азбука.ru
Рождество. Православное видео на сайте Азбука.ru
«Божие ныне Рождество» Святочный фильм-концерт с участием мужского вокального ансамбля «Ваганты» Азбука.ru

Святочные рассказы.

Святочный рассказ был одним из самых популярных жанров русской дореволюционной литературы — ежегодно многочисленные газеты и журналы, словно подарок к Рождеству, публиковали эти незатейливые истории. Их писали как неизвестные авторы, так и признанные классики: Чехов, Лесков, Достоевский, Немирович-Данченко, Гнедич. В семейном кругу все, от мала до велика, зачитывались страшными «бывальщинами» про злых духов и добрыми сказаниями про помощь Ангелов, рассказами про несчастных сироток, попадающих на елку в богатые дома, и про запрятанные в стенах старинных домов клады…

Рождественская открытка В основе любого святочного рассказа лежит опора на христианские духовные традиции. Этот жанр, история которого уходит своими корнями в далекое прошлое русского народа, насквозь пронизан согревающим душу светом добра, тепла и любви, радостью рождественского праздника.
Все их объединяет вера в то, что Христос рождающийся приносит в мир Свет, радость, чудо…

Жанр святочных рассказов был популярен в разных странах и во все времена. В России, например, даже в советские годы, во время гонений на Церковь, этот жанр продолжал жить. Трансформировавшись в «новогоднюю сказку», перейдя из книги в кино, он сохранял свою притягательность для взрослых и детей.
Святочные рассказ — старинные и современные, созданные как российскими, так и зарубежными авторами, помогут в Святые рождественские дни возродить забытую традицию семейного чтения…

Святочные рассказы на сайте Азбука.ru

Иван Ильин «Рождественское письмо»

Духовная беседа с Богомладенцем Иисусом

Духовная беседа с Богомладенцем Иисусом блаженного Иеронима, в Вифлиемской пещере.
Перенеситесь своими мыслями в Вифлеем. Представьте, что вы стоите в вертепе над яслями, где лежал сповитый Младенец Господь Иисус. Какие чувства наполняли бы тогда вашу душу? Мы передадим вам одну прекрасную беседу, которую вел в душе своей с Младенцем Иисусом блаженный Иероним, когда он жил в Вифлееме и стоял у яслей Господних.Прп Иероним Стридонский

«Когда бы я ни посмотрел, — говорит Иероним, — на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с Ним сладкий в душе разговор. «Господи Иисусе! — говорю я. — как твердо было Тебе лежать там, в яслях Твоих, ради моего спасения! Что должен я воздать Тебе за это?» И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне- «Ничего Я не желаю; пой только: слава в вышних Богу… Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на кресте».

А я говорю: «Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе все, что имею»…Но Он отвечал: «И небо Мое, и земля Моя: Я не нуждаюсь ни в чем: отдай лучше все это бедным людям, и Я приму, как бы это было сделано для Меня».

Я продолжал: «Охотно сделаю я это; но что я дал бы Тебе собственно?» Тогда Младенец отвечал мне: «Если ты такой щедрый, то Я скажу тебе, что ты должен дать Мне- дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение». «Что же хочешь Ты с ними сделать?» — спросил я. «Я возьму их на Свои рамена — это будет Моим достоянием и тем великим делом, о котором предсказывал Исайя: Той грехи наши носит и о нас болезнует«. Тогда я начал плакать и сказал: «Божественный Младенец! Возьми, что есть моего, и дай мне Твое! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную!»»

Блаженный Иероним Стридонский (подвизался в пещере, находившейся по соседству с пещерой Рождества Христова в Вифлиеме Азбука.ru)
Извлечение из «Воскресное чтение» за 1867 г.

Открыть Ему двери

Главный праздник христиан — праздник Пасхи. Это праздник воинов, выигравших битву. Израненные, но живые; уставшие, но радостные; сжимая оружие в налившихся тяжестью руках, воины смотрят на знамя победы. Нот оно медленно, но верно поднимается над войском, и из тысячи грудей раздаётся победное «ура!». Это — Пасха.

Рождественская открытка А второй по значимости праздник — Рождество. Это праздник детей. Они скачут вокруг ёлки, взявшись за руки, срывают с её пахучих веток пряники и конфеты, и никто их за это не ругает. Сегодня праздник и можно всё, кроме, разве что зажигать огонь под ёлкой. Под каждой подушкой подарок, в воздухе запах апельсинов, и стёкла окон раскрашены морозом так, что лучшему художнику повторить не под силу. Это — Рождество.
В течение одного литургического года Церковь даёт нам в полной мере пережить духовное детство и духовную зрелость — по крайней мере, по разу. Сначала человек бывает маленьким. Поэтому праздник христианского детства — Рождество — стоит вначале. Затем человек вырастает и окунается в драматическую двусмысленность жизни, где можно не заблудиться и не пропасть только благодаря Пасхальной победе. Эти два праздника взаимосвязаны и натянуты между полюсами христианской жизни, как звенящая струна. Они образуют ось, вокруг которой вращается Вселенная. И мы в этом году вновь в очередной раз дышим морозным и пьянящим воздухом Богоявления.

Я не ошибся: праздник Рождества, так же как и праздник Крещения, носил в древности это имя, и долгие годы оба праздновались в один и тот же день. Поскольку воздух этого праздника — воздух радостного детства, я позволю себе объяснить его смысл ещё одним детским примером.

Многим из нас известно, как любопытны дети, как жадны они ко всему новому и необычному. Всклокоченный, как воробей, мальчуган вбегает во двор (класс, детскую площадку) и с сияющими от радости глазами кричит: «Эй, пацаны, там такое!» Десятки глаз загораются в ответ: «Какое? Где?» Объяснять долго и трудно… «Айда покажу!» И вот уже быстрые детские ноги с топотом конского табуна бегут за первооткрывателем, за тем, кто первым увидел что-то необычное.

Так и нам предстоит с любопытством и замиранием сердца (ничуть не уменьшающимся оттого, что мы знаем, что произошло) побежать к Вифлеемской пещере. Ни у кого из нас нет отговорок: пойти туда должны все. Если ты любишь науку, изучаешь природу, постигаешь смысл мироздания, но не молишься Богу и не веришь в Христа Его, волхвы обличат тебя и звёзды будут мерцать над тобой осуждающе.

Если ты прост и неучён, зарабатываешь свой хлеб тяжелым и однообразным трудом и при этом ропщешь на судьбу, считаешь христианство привилегией сытых и праздных — пастухи станут пред тобою живым и молчаливым укором. Даже если ты осёл (например, по упрямству) или вол (скажем, по неповоротливости ума) — и тогда наклонись к яслям и согрей Новорожденного паром твоих ноздрей.

Одна из лютых бед нашего времени — одиночество. Классическое, традиционное общество разрушается. Слабеют кровные связи, шатается брак, естественное становится редкостью, уродливое называется нормой. Человеку, живущему среди суетливого многолюдства, может быть годами не с кем поговорить. Небо становится свинцовым, и кажется, что Там о тебе не помнят. Земля становится неприветливой, и ты ходишь по ней так, как будто вытираешь об нее ноги, со страхом думая о том, что в неё же придётся возвратиться. «Я не убил и не украл», — любит говорить про себя современный человек в качестве самохарактеристики, и, несмотря на это, живет, как Каин, стеная и трясясь.

И тут такая радость! Ко мне пришёл Великий Гость. «Ко мне идёшь, Господи. Меня ищешь, заблудшего», — такими словами Церковь многократно воспевает пришествие Бога в мир. Бог пришёл к нам в гости. Крайне нечестиво не оказать Ему гостеприимство: не прибраться в доме своей души, не приготовить что-нибудь пусть нехитрое, но вкусное. Совсем кошмарно — не открыть Ему дверь.

Гостеприимство не зря считалось величайшей добродетелью на Востоке. Люди как будто чувствовали, что радушие к неизвестному страннику может родить из себя нечто большее. И действительно, некоторые под видом людей принимали в гости Ангелов, и за это принимали благословение, спасались от гибели… Но самым большим и неожиданным плодом гостеприимства является принятие в гости Самого Христа. Вот ещё одна грань этого праздника. То есть в этот день мы и хохочущие, пляшущие возле ёлки дети, и — радушные хозяева, открывшие дверь на стук и неожиданно впустившие в дом Владыку мира.

Чем больше живёшь и думаешь, тем больше удивляешься: как люди живут без Бога? Чем они живут? На что надеются? О чём радуются? И вообще, жизнь ли это? Сам Христос удивлялся па земле двум вещам: вере и неверию. Он радостно удивился вере капернаумского сотника и, глядя на законников, дивился неверию их (Мк. 6,6). Давайте в эти радостные дни удивим Спасителя верой. Давайте сделаем, кто, что может для того, чтобы в нашем пластмассовоцеллулоидном мире Богу было чем полюбоваться.

Протоиерей Андрей Ткачёв. Из книги «Религия сердца».


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
3 431
все новости
В начало страницыВ начало страницы