+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Дата публикации: 16.01.2016

Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество… Ныне же другое деяние Христово и другое таинство… Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдем и мы с Ним, чтобы с Ним выйти!.. Приходит Иисус, освящающий, может быть, и самого Крестителя, но во всяком случае — всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде… Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир и видит разверзающиеся небеса (Мк 1:10), которые Адам закрыл для себя и своих потомков… (Святитель Григорий Богослов)

Крещение Господне

Крещение Господне. Икона. Вторая четверть ХVв. Сергиев Посад.

Крещение Господне

Крещение Господне — двунадесятый (т.е. один из 12 важнейших) праздник, в который воспоминаются события крещения (т.е. погружения) Господа Иисуса Христа святым пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-23; Ин. 1:33-34). С крещения Иисуса Христа, в момент которого через сошествие Духа Святого в виде голубя и через голос Бога-Отца свидетельствуется перед людьми Его богосыновство и помазанничество, начинается общественное служение Мессии. По этой причине праздник именуется также Богоявлением (т.е. явлением Бога миру) и Просвещением, поскольку Свет Христов отныне воссиял «сидящим во тьме и тени смертной» (Мф. 4:16). Кроме того, явление Святой Троицы на водах Иордана предочистило эти воды для спогребения и совоскресения Христу в таинстве Крещения — человеколюбивом способе усвоения человечеством искупления, совершенного Христом, — а также освятило все мироздание через проникновение в него этих освященных вод. Поэтому всякий раз в таинстве Крещения на воду призывается благословение Иорданово, а в праздник Крещения Господня ежегодно торжественным чином освящается вода, используемая для освящения человека и окружающего его мира.

Богоявление первоначально было праздником, когда одновременно вспоминалось Рождение Христа от Девы и Его Крещение от Иоанна в Иордане. Лишь в конце IV века на христианском Востоке Рождество стали праздновать отдельно от Богоявления. Однако изначальное родство обоих праздников оставило свой след в православном богослужении. Структура богослужений обоих праздников идентична: и тому и другому празднику предшествует На́вечерие, когда часы совершаются отдельно и служится литургия Василия Великого, соединенная с вечерней, на которой читаются соответствующие событию паремии.

Крещение Господне, как и праздник Рождества, в Православной Церкви совершается с особой торжественностью. Оба эти праздника, между которыми находится период святок (с 25 декабря по 6 января ст. ст.), составляют единое торжество.

Предпразднство Богоявления

(с 2/15 по 5/18 января)

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова, начиная с 2/15 января, Церковь приготовляет нас к равноторжественному празднику Крещения специально посвященными ему тропарями и стихирами (на вечерне), канонами предпразднства (на утрене) и трипеснцами (на повечерии). А церковное пение в честь Богоявления начинается уже с 1/14 января: на праздник Обрезания Господня поются в виде катавасии ирмосы канонов Богоявления.

Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и ожидая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает.» «Приидите, увидим, вернии, где крестился Христос, устами чистыми и душами измовенными, приидите, тайно оставя Вифлеем». «Ангельския, предыдите, силы, от Вифлеема ко струям Иорданским; и предгряди, Иоанне, оставль пустыню»; «готовься, Иордан река, готовься, Завулон, и красуйся, Неффалим, — вся земля да радуется».

Связь между Рождеством и Богоявлением прослеживается во многих богослужебных текстах, в которых два праздника сравниваются между собой: проводится параллель между событиями, сопровождавшими рождение в мир Спасителя, и событиями, связанными с Его Крещением от Иоанна:
«Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий: он Ангела имеяше Благовестника, и сей Предтечу обрете предуготовителя. Он кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем: и сей, водам благословенным, многочадна познавается купель.»
«Спаситель! Прошедший праздник был светел, но наступающий еще светлее. Тот был предвозвещен Ангелом, а этот предуготован Предтечей. Тогда проливалась кровь, и Вифлеем, лишившись детей, рыдал, а ныне воды благословляются и купель становится многочадной.»

«Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: во он Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Тамо пастырие, свиряюще, видевше и чудяхуся, зде же глас Отчий Единороднаго Сына проповеда»

Сретение. Богоявление.

Сретение. Богоявление. Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. 1814-1822 гг. Невьянск.

Иисус Христос пришел на реку Иордан, при которой св. Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, достигши по человеческому естеству лет тридцати (Лк.3:23): «В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна (возмужалого, взрослого) Тебе видим», — говорит святитель Софроний, патриарх Иерусалимский.

В литургических текстах подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды:
«Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крешшуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию.»
«Земля освятилась Твоим святым Рождеством, Слово, когда небеса через звезду возвестили славу Твою. Ныне же, когда Ты крестился плотью, благословляется естество воды и род человеческий возвращается к первоначальному благородству.»

На́вечерие Богоявления

Устав празднования Богоявления аналогичен Рождественскому уставу.
Канун праздника (5/18 января) называется На́вечерием Богоявления, или сочельником. В сочельник Богоявления (5/18 января) предписывается строгий пост, как и в сочельник Рождества Христова: принятие пищи один раз после вечерни.

Богослужение этого дня состоит из торжественных Царских часов и Изобразительных. Ради поста в первой половине дня Литургия не совершается и пища не принимается.

В приходской практике — из снисхождения к немощи мирян — в первой половине дня, после Изобразительных начинается празднование Крещения Господня. Первая часть праздничного богослужения — На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник) состоит из Великой вечерни с многочисленными ветхозаветными чтениями и древними антифонами богоявленских паримий в соединении с первой праздничной Литургией — свт. Василия Великого. По заамвонной молитве совершается чин Великого освящения воды. По отпусте Литургии посреди храма ставится горящая свеча, поются тропарь и кондак Богоявления. Первое разговление включает в себя вареную пищу («сочиво») с растительным маслом.

Царские часы

Вместо обычных Часов накануне Богоявления, 5 (18) января, совершаются особые Часы, называемые «царскими», поскольку за ними молились цари. На них читаются подобранные к теме праздника псалмы, а также соответствующие отрывки из Ветхого и Нового Заветов, поются особые тропари Богоявлению. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и следующие за ними Изобразительны, соединенные в одно богослужение, совершаются в первой половине дня.

Пророк Илия с житиемНа 1-м часе, в особых 31-м и 26-м псалмах Церковь изображает принявшего Крещение Господа Пастырем, Который по предречению царя и пророка Давида «пасет мя и ничтоже мя лишит», Который есть «просвещение мое и Спаситель мой».

Тропари повествуют о том, как пророк Елисей разделил Иордан милотию (грубым шерстяным плащём из овечьей шерсти) пророка Илии. Это прообразовало истинное Крещение на Иордане Христа, которым освятилось водное естество и во время которого Иордан остановил свое естественное течение.

Тропарь предпразднства, глас 4-й:
Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елиссе́евою, возне́сшуся Илии́, и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду, и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый, во о́браз вои́стинну Креще́ния, и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие: Христо́с яви́ся во Иорда́не освяти́ти во́ды.

В последнем тропаре изображается чувство благоговейного страха, которое овладело Иоанном Крестителем, когда к нему пришел креститься Господь Иисус Христос:
«Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды, и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.»

В паремии 1-го часа словами пророка Исайи Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис., гл. 25). Чтением Апостола и Евангелия Церковь возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии (Деян. 13:25—32; Мф.3:1—11).

На 3-м часе, в псалмах 28-м и 41-м, пророк изображает власть и могущество крестившегося Господа над водой и всеми прочими стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии».

В паремии содержатся слова пророка Исайи, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему: «Измыйтеся и чисти будете» (Ис. 1:16—20), в Апостоле говорится о различии между Крещением Иоанновым и Крещением во Имя Господа Иисуса Христа (Деян. 19:1—8), в Евангелии — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1:1—3).

На 6-м часе, в псалмах 73-м и 76-м Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее Господа для принятия Крещения.
«Тако глаголет Господь ко Иоанну: пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию, и очищающаго всех: прикоснися Божественному Моему верху, и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую. Ты же не усумнися отнюд, ибо таящагося в водах борителя, князя тьмы тщуся погубити, избавляя мир от его сетей ныне, подая яко Человеколюбец живот вечный.»
Крещение Господне В паремии пророк Исайя возвещает спасение в водах Крещения и призывает верующих: «Почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис.12); Апостольское чтение заповедует крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6:3—12); Евангельское чтение благовествует о Богоявлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и о начале проповеди Евангелия (Мк. 1:9—15).

На 9-м часе, в псалмах 92-м и 113-м, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?».

Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него.

В паремии пророк Исайя изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49:8—15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2:11—14, 3:4—7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении (Мф. 3:13—17).

Великая вечерня и Литургия Василия Великого

Вечерня в навечерие праздника Богоявления совершается подобно той, какая бывает и в навечерие Рождества Христова. Но только паремий на вечерне Богоявления читается не 8, а 13.

В паремиях перечисляются различные события Ветхого Завета, являющиеся прообразами крещения (в большинстве эпизодов присутствует вода):
1) рассказ о сотворении мира (Быт 1:1-13);
2) повествование о переходе евреев через Чермное море(Исх 14:15-18; 21—23; 27—29);
3) рассказ о превращении Моисеем горьких вод Мерры в сладкие (Исх 15:22-25);
4) рассказ о том, как Иордан расступился перед священниками, несшими ковчег Завета (Нав 3:7-8,15-17);
5) рассказ о вознесении Илии на небо (4 Цар 2:6-14);
6) повествование об очищении Неемана (4 Цар 5:9-14);
7) призыв Исаии к духовному очищению (Ис 1:16-20);
8) рассказ о том, как Иаков готовился к встрече с Исавом (Быт 32:1-ю);
9) рассказ о том, как младенец Моисей был извлечен из воды (Исх 2:5-ю);
10) рассказ о том, как роса сходила на руно Гедеона (Суд 6:36-40);
11) рассказ о жертвоприношении Илии (3 Цар 18:30-39);
12) рассказ о том, как Елисей сделал здоровыми воды Иерихона (4 Цар 2:19-22);
13) пророчество Исаии о новозаветной Церкви (Ис 49:8-15).

Такое число паремий объясняется тем, что за время их чтения в древности должны были быть совершены Крещение и Миропомазание оглашенных. От этого древнего обычая совершать накануне, в На́вечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением, праздник Крещения, или Богоявления, называется также днем Просвещения и Праздником Светов. После первых трех паремий певцы припевают к тропарю на 5-й глас «Да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе» (на время пения царские врата открываются). После 6-й паремии припев на 6-й глас «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».

В богослужебных текстах Крещение Господа в Иордане рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения человечества. Богу надлежало не только принять на Себя человеческую плоть, но и сойти в воды Иордана, чтобы привести к свету сидящих во тьме:
«Спасти хотя заблуждщаго человека, не не сподобился еси* в рабий зрак облешися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Темже вопием Ти: Христе Боже неш, слава Тебе!(*не счел недостойным Себя)»
Желая спасти заблудшего человека, Ты не погнушался облечься в образ раба, ибо Тебе, Владыке и Богу, подобало ради нас воспринять наше (естество). Когда же Ты крестился плотию, то нас удостоил отпущения (грехов). Темже вопием Тебе: Христе Боже наш, слава Тебе!

Вечерня соединяется с Литургией Василия Великого, в конце которой совершается освящение воды.

Великое освящение воды

Великое освящение воды Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2), наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти и в водах великого потопа погибло ветхое человечество. Библейский потоп в христианской традиции является символом обновления — смерти ветхого человека и рождения человека нового.

Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить Иорданские воды, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством.

В память о Крещении Спасителя в На́вечерие Богоявления и повторно в самый день праздника совершается Великое освящение воды. Благодать освящения воды подается одна и та же — и в На́вечерие, и в самый день Богоявления.

Водоосвящение в праздник Богоявления получило начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалось только в этой Церкви: выходили на реку Иордан для водоосвящения, которое являлось воспоминанием Крещения Спасителя. Поэтому в праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма. В На́вечерие же водоосвящение совершается в храмах.

Великое освящение воды в храме преподобного Сергия Радонежского — расписание.

Славление праздника.

Богоявление
После отпуста вечерни или Литургии на амвоне (или посреди церкви вместо аналоя с иконой) поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь, а на «Слава, и ныне» — кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения — Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого священник дает молящимся крест и окропляет их святой водой.

Тропарь Богоявления  (глас 1-й)
Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, Тро́йческое яви́ся поклоне́ние: Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, и Дух в ви́де голуби́не изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. Явле́йся Христе́ Бо́же и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, явилось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал справедливость этих слов. Явившийся и просветивший мир, Христос Бог, слава Тебе!

Кондак Богоявления  (глас 4-й)
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас, в ра́зуме пою́щих Тя: прише́л еси́ и яви́лся еси́, Свет Непристу́пный.

Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских.

Как провести Крещенский сочельник
Крещение. Из книги «Дорожный посох» Василий Акимович Никифоров-Волгин

Источники:
«Православие.» Том 2. Митрополит Илларион Алфеев
«Литургика.» Гермоген Шиманский
Крещение Господне. -М.:Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013.-142с.- Серия «Православное богослужение».
Праздничное богослужение.Книга1.Протоиерей Григорий Дьченко.-К.: «Пролог», 2007.-428с.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
7 890
все новости
В начало страницыВ начало страницы