+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Чем велик Великий пост

Дата публикации: 07.03.2019

Прииде пост, мати целомудрия,
обличитель грехов, проповедник покаяния,
жительство ангелов, и спасение человеков,
вернии возопиим: Боже, помилуй нас.
(Стихира на стиховне
утрени первого дня Великого поста)

святитель Амвросий Медиоланский

Вот три основания величия Четыредесятницы: образец поста Господня перед началом Его земного служения для нашего спасения, образец постнического подвижничества святых угодников и образец покаянной молитвы.

Всякое живое растение имеет корни, которые при наличии прочих условий – почвы, обладающей питательными веществами, воды и солнечного света, служат ему проводником жизненной энергии. Так и жизнь христианина немыслима без Великого поста, который также является жизненным корнем – проводником божественной энергии и укреплением в вере.

Когда мы начинаем размышлять о Великом посте, первая и основная мысль должна быть о его цели. Эту цель можно обозначить одним словом – ОБОЖЕНИЕ, которое раскрывается в учении святителя Григория Паламы, память которого совершается во вторую седмицу поста. Да, оно означает ни много, ни мало, уподобление человека Богу насколько это возможно по Его благодати, но только оно является ключом от райских врат, ведь рай без Бога, без возможности общения с Ним – это не рай, а совсем другое. Если цель для нас важна, то мы должны задуматься о том, как мы можем справиться с решением задач для ее достижения. Подобное может быть познано только подобным, поэтому Великий пост – это возможность познания Бога по Его милости побеждая свое греховное состояние, и история Великого поста являет нам последовательное устремление христиан в этом направлении.

Во временном измерении Великий пост – предшественник праздника праздников – Святой Христовой Пасхи – Воскресения Господня, знаменующего спасение рода человеческого, выраженное Церковью в радостном и торжественном тропаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию сметь поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

До III века в разных Поместных Церквах по-разному готовились встречать Пасху. Жившие во II веке Тертуллиан и святитель Ириней Лионский говорят о практике сорокачасового поста с вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной Литургии. Во время этого поста христиане не принимали пищу в подражание сорокадневному посту Спасителя. В середине III века в некоторых Поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста для особой духовной подготовки к встрече с воскресшим Спасителем. Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы шестой недели. Затем, с Лазаревой Субботы, вспоминаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.

Начиная с V века Церковь считает Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви.

В древней Церкви Великий пост был также временем особой подготовки оглашенных к принятию Крещения в день Пасхи.

Всё совершаемое в Церкви глубоко символично. Эту символику необходимо понять разумом и принять сердцем, тогда и жизнь обретет смысл и соответствующее этому смыслу содержание.

Большое дело требует серьезной подготовки, поэтому Церковь не вдруг объявляет пост, а подготавливает к нему своих чад как заботливая мать в течение трех недель. Но вот подготовительный период подошел к концу, и наступает момент истины: обнаруживается то, как мы подготовились, и готовились ли вообще. Если мы осознаем себя, участвуя в богослужении сыропустной недели после масленичных гуляний, такими же недостойными рая, как первые люди, если мы со смирением, а не формально, просим прощения у Бога в коленопреклоненных молитвах, и прощения у всех окружающих нас перед тем, как войти в поприще поста, если на нас не нападает тоска и печаль от изменения всего молитвенного строя богослужения и мы без напряжения душевного и физического предпочитаем в первый день поста пищу духовную пище телесной, то тогда и сам пост будет для нас не тяжким испытанием, а исполнением пожелания, выраженного Церковью в стихире понедельника: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

Чин прощения, установленный Церковью как часть первого вечернего постового богослужения, сообразуется с дневным евангельским чтением, на котором звучат слова Господа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 14-18). В древности монахи, попросив прощения у братии на случай своего невозвращения, уходили по окончании вечерни в пустыни, подражая Господу, для уединенных постовых подвигов и собирались снова только уже к Неделе ваий Вербному воскресенью).

Сообразно величию начавшихся для каждого христианина благочестивых трудов поста, Церковь на первой седмице совершает особо строгие продолжительные богослужения.

С понедельника по четверг на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского, подвижника VIII века. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах около 30 тропарей). Поэтому для глубокого усвоения смысла молитвословий канона, он разделяется на четыре части по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, показавшей в VI веке пример покаяния и высокого благочестия.

Чтение Великого канона завершается тропарями в честь его творца – преподобного Андрея Критского.

В субботу первой седмицы Церковь совершает память великомученика IV века Феодора Тирона, явившегося во сне архиепископу Константинопольскому в 362 году, и повелевшего употреблять отварное зерно (ко́ливо), вместо пищи, продаваемой на торжищах, которая была тайно осквернена язычниками окроплением кровью идольских жертв.

Ко́ливо (греч. κολύβα – колива) – сваренные пшеница или рис, приправленные сахаром либо медом, иногда смешанные с изюмом, черносливом или яблоками приготовляется для благочестивого поддержания физических сил в дни строгого поста. Освящение (благословение) Церковью колива для употребления в пищу постящимися совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

В первое воскресенье Великого поста Церковь совершает богослужения Торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы над еретическими учениями.

Вторая седмица Великого поста, называемая седмицей светотворных постов, служит особому покаянному молитвенному обращению к Богу о благодатном озарении постящихся. На второй седмице совершается память, как было сказано выше, святого Григория Пала́мы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.), защитника православного учения о благодатном, несотворенном, присносущном свете, просвещающем человека, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

В третье воскресенье Великого поста, называемое Крестопоклонной Неделей, Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Животворящий Крест Христов ободряет христиан посреди подвигов поста и придает силы для завершения трудов благочестия. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Святого Христова Воскресения. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды, с древом жизни, насажденным посреди рая.

Богослужения четвертой седмицы поста, прославляющие Святой Крест, напоминают молящимся о смирении Господа даже до смерти ради нашего спасения, и направлены на формирование личного желания стяжать «дух мирен» по словам преподобного Серафима Саровского.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы до Великой среды на литургиях Преждеосвященных Даров произносятся особые ектении (милитвы) о готовящихся к Просвещению (Крещению).

В четвертое воскресенье поста Церковь прославляет высокий пример постнической жизни подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, изобразившего в своем творении «Лествица рая» путь постепенного восхождения человека по душевной своей лестнице к совершенству, которое и обозначается словом ОБОЖЕНИЕ. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого покаянного канона с особым окончанием: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

В четверг пятой седмицы на утрени читается полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской, прославляющее ее постнический подвиг над своими страстями и показывающее нам пример для подражания. Ради чтения канона, в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров, сопровождаемая торжественным литургийным (не великопостным) колокольным звоном.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается акафист (греч. akathistos) – гимн, торжественное чтение и пение которого совершаются стоя, Божией Матери в память избавления Ею Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в.

В пятое воскресенье поста Церковь еще раз воспоминает и прославляет постнический подвиг преподобной Марии Египетской.

В песнопениях воскресного канона и в богослужениях следующей шестой седмицы поста раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, призванная побудить верующих к истинному покаянию, которым только и может быть достигнуто Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию нищего Лазаря.

В субботу шестой седмицы, называемой Лазаревой субботой, Церковь воспоминает чудесное воскрешение Господом Иисусом Христом Лазаря – брата Марфы и Марии.

Шестое воскресенье поста, посвящается воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим. Этот праздничный день называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной или Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, которыми устилали дорогу перед Господом, заменяемые в русской традиции ветвями вербы с молодыми почками.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как ограничен днями Великого поста и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Теперь несколько слов о воздержании телесном.

Православная Церковь имеет только один устав постового воздержания, рассчитанный для монашеского подвига. Воздержание же мирян определяется степенью их воцерковления и состоянием здоровья по слову Божию: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез.33:11).

Строго ограничение питания с понедельника по пятницу всех недель Великого поста (за исключением особых случаев) уставом предусматривается в числе приемов пищи (переход на одноразовое питание – только вечером) и в качестве пищи (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение). В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

Такие строгости издревле были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Жесткие уставные правила поста не может понести каждый, поэтому церковная традиция установила некий минимум, который должен соблюдаться всеми верующими: отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле. Эта традиция является максимальной степенью снисхождения к нашим человеческим немощам. В исключительных случаях мера поста может быть установлена по благословению священника.

И последнее, но не менее важное, касающееся постового молитвенного правила, включающего особую молитву, носящую имя преподобного Ефрема Сирина – великого певца Слова Божия, подвижника IV века.

Лучше всего отношение православного христианина к этой молитве выразил в стихотворной форме великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:

                                                          Отцы пустынники и жены непорочны,
                                                          Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
                                                          Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
                                                          Сложили множество божественных молитв;
                                                          Но ни одна из них меня не умиляет,
                                                          Как та, которую священник повторяет
                                                          Во дни печальные Великого поста;
                                                          Всех чаще мне она приходит на уста
                                                          И падшего крепит неведомою силой:
                                                          Владыко дней моих! дух праздности унылой,
                                                          Любоначалия, змеи сокрытой сей,
                                                          И празднословия не дай душе моей.
                                                          Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
                                                          Да брат мой от меня не примет осужденья,
                                                          И дух смирения, терпения, любви
                                                          И целомудрия мне в сердце оживи.

С началом Великого поста, дорогие братья и сёстры, с началом великого личного дела для каждого из нас!

С Богом, вперед, не медлить и оглядываться назад, дерзать и не малодушничать при встрече с трудностями! Впереди – Светлое Христово Воскресение!

Подготовил иерей Георгий Кусков


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
1 881
все новости
В начало страницыВ начало страницы