+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Введение Богородицы во храм: вход на небо открывается всем, желающим неба

Дата публикации: 07.12.2017
 Кирилло-Белозерский мон. XV в.

Введение Богородицы во храм. Икона из праздничного ряда иконостаса. Кирилло-Белозерский мон. 1478 г.

До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение [1].

Введение во храм Пресвятой Богородицы – третий в церковном году великий двунадесятый праздник и первый зимний. Установлен он позднее других. О событии введения трехлетней Марии в Иерусалимский храм уже в IV-V вв. было известно всему христианскому миру. Есть свидетельства, что св. равноапостольная Елена построила церковь в честь Введения, которая не сохранилась [2]. Однако в богослужебной практике это событие долгое время никак не отражалось. На Востоке в VIII в. оно появилось в некоторых месяцесловах, в Синайском праздничном Евангелии 715 г. [3]. К VIII в. относятся две проповеди, приписываемые патриарху Константинопольскому Герману I (†740), которые могут свидетельствовать, что Введение во храм отмечалось в Константинополе. В целом, «сведения о нем крайне скудны, возможно, потому, что служба на Введение совершалась без особой торжественности» [4]. В IX в. Введение во храм есть уже почти во всех греческих месяцесловах, т.е. получило повсеместное распространение на христианском Востоке, но «в качестве еще, должно быть, простой памяти, а не праздника» [5]. Только «с XII в. находим в литургических памятниках службу Введения, очень близкую к нынешней» [6]. На Запад праздник проникает еще позднее и в результате греческого влияния – в XIV в. [7].

О Введении Богородицы во храм не упоминается ни в одном из четырех Евангелий. Оно известно из «Протоевангелия Иакова» II в. (гл. 7, 2-3), где говорится, что Иоаким и Анна, исполняя обет, привели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм, в сопровождении дев с зажженными свечами [8]. Другой источник – «Евангелие детства» II в., называемое в латинской редакции «Евангелие псевдо-Матфея» (IX в.). В нем говорится, что маленькая Мария к удивлению всех Сама поднялась по 15 ступеням храма [9]. Оба апокрифических памятника отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк. 2, 22-38).

4. Чима да Конельяно, 15 в

Чима да Конельяно. Введение Марии во храм. 1496-1497. Дрезденская галерея.

В толковании на праздник блаженного Иеронима Стридонского (IV-V в.) говорится: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет… Принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили Ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26,10). Она удостоена была явлений Ей ангелов; это охраняло Ее от всех зол и обогащало всякими благами… Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

В песнопениях праздника мы слышим, что Пресвятая Дева жила в самом храме, а не при храме. Действительно, трехэтажное здание, в котором жили девы, посвятившие себя Богу, находилось во дворе Иерусалимского храма. Двор имел то же значение, что в наших храмах предалтарная часть – здесь молился народ. Из окна своей комнаты Богородица могла слушать богослужения, вдыхать «воню благоухания» – дым утренних и вечерних жертв. Здесь Она молилась, постигала Священное Писание, научалась рукоделиям под присмотром дев. Пребывание в храме имело для Отроковицы огромное значение, его можно назвать «вторым рождением для жизни новой, посвященной одному Богу» [10].

Но предание сообщает, что Богородица не только жила в храме, но и имела доступ к его величайшей святыне. Озаренный свыше, первосвященник Захария ввел Ее во Святое Святых, где прежде находился ковчег Завета, и куда он сам мог входить раз в год. Этот скрытый за тяжелой завесой священный мрак мало чем отличался для евреев от самого неба. Быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним. Пребывать в «высокой школе таинственного Святого Святых значило почти то же, что воспитываться на самом небе, непосредственно у престола Божия» [11]. Так Дева Мария приуготовлялась стать Материю Божией, честнейшею и славнейшею «херувим и серафим».

Введение во храм

Введение Богородицы во храм. Мозаика ц. Успения в мон. Дафни. Греция. Вторая половина XI в.

В проповеди на Введение Богородицы во храм (1994) архим. Иоанн (Крестьянкин) говорит, что «Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую – Христа – Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни – Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву – священное сокровище славы Божией.
С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает… и вход на небо откроется всем, желающим неба»[12].
______________________________________________
1. Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. – Псков: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2001. – С. 143.
2. Скабалланович, М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. – Киев: Изд-во журнала «Проповеднический листок», 1916. – С. 7.
3. См.: Там же. – С. 110.
4. Битбунов, Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – Изд. 3-е. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – С. 58.
5. Скабалланович, М.Н. Указ. соч. – С. 110
6. Цит. по: Там же. – С. 112.
7. Цит. по: Там же. – С. 111.
8. Книга апокрифов. Неканонические Евангелия / Ред. Ю. Кулишенко – М.: Эксмо, 2007. – С. 19-20.
9. См.: Там же. – С. 50-60.
10. Скабалланович, М.Н. Указ. соч. – С. 4.
11. Цит. по: Там же. – С. 4-5.
12. Иоанн (Крестьянкин), архим. Указ. соч. – С. 142.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 1
1 385
все новости
В начало страницыВ начало страницы