731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Священномученик Сергий Мечёв. Проповедь в Неделю вторую. Фаворский свет.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 21.03.2016

Священномученик Сергий Мечёв.
Проповедь в Неделю вторую. Фаворский свет.

Во имя Отца и Сына и Свята го Духа.

Святая Церковь ведет нас от покаяния и оплакивания своих грехов вместе с первым Адамом, — от первой недели, через вторую, через радостное сознание, что Святая Православная Церковь, Глава которой Христос, изымает нас из этой жизни и приобщает жизни вечной — приводит ныне к прославлению памяти одного из великих подвижников и учителей духовного делания — Григория Паламы.

Какой смысл этого прославления, прославления святого в этот воскресный день Святого поста? Почему Святая Церковь берет инока, подвижника Афона, исихаста, то есть безмолвника, делателя умной молитвы, и дает его образ для всех нас? Ведь мы не думаем заняться безмолвием и идти на тот подвиг, на который зовут исихасты. Ведь мы живем в мире, в суете, на службе и дома, так далеко от того, что делали и чем были окружены эти делатели умной молитвы.
А Церковь не только инокам, но и нам дает эту память, и прославляет его именно для нас, ибо Григорий Палама имеет, как и каждый святой, свой день памяти, а ныне это совершается в связи с Великим постом.

Свмч Сергий Мечёв Церковь Святая нас, покаявшихся, принявших Святые Тайны и очистившихся, возводит сразу к тому достижению, в котором могут находиться люди, еще живущие на земле. Она дает нам радость пребывания и общения с этим великим подвижником, в котором она видит того, кто особенно ярко, вместе с Григорием Синаитом и Николаем Кавасилой, выявил истинное духовное делание.
Ведь духовное делание заключается не только в покаянии и очищении от страстей, ибо Спаситель пришел не только «падшаго праотца возставити образ», но для того, чтобы нас возвести к Богу через уподобление: «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен».

И мы, христиане, должны помнить, что покаяние и очищение начало нашей работы, а есть еще другое настоящее делание, которое было у первого Адама. Ибо он, еще не согрешив, находясь в состоянии безстрастия, должен был восходить «еже по подобию».
И святые отцы говорят, что истинное делание начинается очищением от страстей, а дальше идет обо́жение, уподобление Богу.

Один святой отец говорит, что человек должен идти к Богу, как художник, который, рисуя картину, сперва карандашом или углем дает ей начертание, образ, который он затем должен живописать. Это есть восстановление образа Божия через таинства, это то, что мы получаем через крещение и не сохранив, вновь обретаем в таинстве покаяния, а затем уже художник накладывает краски на этот рисунок, и это наложение красок есть наше восхождение через добродетель к Богу, образ Которого мы живописуем в себе, восходя «еже по подобию».

И те, кто уже давно работает над очищением своей души — подвижники и учители Церкви — всегда смотрели так на духовное делание.
Когда в XIII и XIV веках стали забывать истинное духовное делание и перестали понимать путь восхождения и восставать против правильного его понимания,— тогда выступили се истинные Христовы делатели, среди которых и был Григорий Пала́ма.

Это он говорил, что через очищение сердца, через хранение ума и постоянную молитву Иисусову можно дойти до такого состояния, что еще здесь на земле мы воскреснем и еще здесь увидим Бога, не как сущность, но как энергию, как Его действие, как свет, который видел Адам и который озарил Апостолов на горе Фаворе, чтобы они знали, куда идут и что получат.

Вы, наверно, знаете, что спор Григория Пала́мы с его противниками заключался в том, что те отрицали несозданность Фаворского света, говоря, что это есть свет естественный, созданный, или мечта и видение.
Григорий Палама говорил, что это есть истинный несозданный свет, проявление Бога, Которого мы, не воспринимая в сущности, можем воспринимать как деятельность, энергию.
Наше сегодняшнее прославление Григория Пала́мы указывает нам на путь, по которому мы не идем, но можем идти. В эти дни покаяния вспомним о том, что мы потеряли и чего можем достичь на земле.

Разве мы безмолвники и пустынники, разве мы, погруженные в наши житейские дела, можем иметь то делание, о котором учат подвижники? Не есть ли это слова, которые для них, может быть, и содержат правду, но для нашей жизни не имеют никакого значения?

Вспомним, что такое безмолвие по учению святых отцов. «Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние пред Ним» (Сл. 27, 60), говорит Иоанн Лествичник. «Если, — говорит один святой отец, — ты не почувствуешь, что есть Бог, ты не приобретешь истинного духовного делания».
Где бы ты ни находился и в какой бы суете ты ни жил, ты можешь начать службу Богу, ты можешь быть исихастом, ибо Иоанн Лествичник говорит, что можно еще при жизни непрестанно предстоять Богу.
Какую бы работу ты ни делал, на службе или дома, постоянно помни, что ты Божий, что ты исполняешь свою работу не для отца или матери или того или иного человека, а для Бога, ибо Он заповедал тебе: «в поте лица снести хлеб свой». Если ты будешь делать так, то ты не далек от подлинного делания безмолвника.

Каковы основы делания безмолвника?
1) Хранение языка.

А нам разве не надо хранить язык? Разве мы не страдаем от того, что не храним его? «Храни язык твой,— говорит Иоанн Лествичник,— ибо он может в малое время расточить плоды многих трудов» (Сл. 27, 81).
И мы все хорошо знаем, как мы выбалтываем свою душу, опустошаем се, давая волю этому малому члену, который уничтожает плоды наших трудов. Хранение языка есть первое дело безмолвника, но необходимо и другое.

2) Хранение ума.
Святые отцы говорят, что мы должны собирать свой ум и не уподобляться дому, в котором открыты ворота и каждый может войти и увести осла.
Нам надо сосредоточивать свой ум на Боге, но каким путем? Иоанн Лествичник говорит, что «чтение святых Писаний не мало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Духа Святаго и всячески вразумляют читающих».
«Будучи деятелем, прочитывай деятельные книги отцов; ибо исполнением сего на деле чтение прочего делается излишним. Старайся научиться разуму и делу спасения более от трудов, а не из одних книг» (Сл. 27, 78). Стало быть, если ты что-нибудь читаешь, то читай прежде всего то, что тебе нужно для делания, то есть деятельные книги святых отцов, И если будешь исполнять на деле то, что читаешь, то остальное приложится тебе, и старайся научиться разумно от трудов.
Вот хранение ума нам необходимо, нам, которые живут в мечтах и рассеянии, необходимо так же, как тому, кто удалился в пустыню.

3) Хранение сердца.
Это есть третья необходимая основа безмолвия. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мф. 7, 21 и 22).
Да, вот от того, что мы не бережем и не охраняем своего сердца, от того оно постоянно полно зла, лукавства и ненависти. Если бы мы старались уберечь свое сердце от всего дурного, то явились бы делателями истинного безмолвия.

Но зачем хранить язык, ум и сердце, для чего все это надо?
Все это необходимо для того, чтобы чистыми приблизиться и познать Чистейшее, чтобы предстать пред Престолом Божиим, ибо истинное делание безмолвника есть предстояние Богу, иными словами — молитва.
А мы разве не должны непрестанно молиться, разве не нам сказано: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть», разве не нам заповедует Апостол: «непрестанно молитесь».

Если в этом отношении мы будем слушаться Церкви и не только памятовать о Боге, но и в нашей мере творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», то и познаем, по словам Иоанна Лествичника, пользу безмолвия: «Память Иисусова, да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь пользу безмолвия» (Сл. 27, 61).

Вот почему Святая Церковь празднует ныне память Григория Пала́мы. Да, он был подвижником, да, он был безмолвником, да, он был афонским иноком, но он вышел к народу, сделался архиепископом Фессалоникийским, и здесь продолжал делать то, что делал раньше, соединив делание подвижника, уединенника, безмолвника с общественным деланием архиепископа. Ибо все это может сделать всякий, кого Господь не благословил на уединение, на безмолвие, но Который все-таки всех зовет к безмолвию в этой жизни.

Этот образ великого учителя и делателя умной молитвы дается нам Церковью для того, чтобы мы в возможной для нас мере занимались хранением языка, ума и сердца, хранением в себе богатства молитвы; тогда мало-помалу будет раскрываться и нам тот свет Фаворский, который был открыт апостолам и за который боролся Григорий Пала́ма на Соборе 1241 года. Аминь.

Источник:
Из книги: «Весна постная, цвет покаяния…Восхождение к жизни вечной. – М. Издательский отдел Владимирской епархии, 2002г. – 590с»


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
283
В начало страницыВ начало страницы