+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Дата публикации: 29.11.2018

Недавно настоятель нашего храма отметил 20-летие первой, диаконской, хиротонии. Состоялась она 22 ноября, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушницы». С тех пор Богородица не оставляет о. Ярослава в служении, помогает нести многочисленные, нелегкие послушания. От души поздравляем отца настоятеля, желаем доброго здоровья, помощи Божией во всех делах и скорого заступничества Богоматери.

Дохиар

Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, и ускори от бед избавити ны…
Кондак, глас 8

Далекое средневековье

История иконы Божией Матери «Скоропослушницы» начинается в средние века на Святой Горе Афон. Никто не знает, что побудило блистательного византийского вельможу Х века Евфимия уйти от праздной жизни в монастырь, стать другом и верным учеником основателя афонской Великой лавры святого Афанасия. Послушник был назначен дохиаром (заведующим монастырским хозяйством) и нес на своих плечах огромный груз забот. Но душа его стремилась к уединению и безмолвию [1].

Промыслом Божиим Евфимию было указано тихое место. Так был основан новый афонский монастырь, получивший название Дохиар в память о послушании Евфимия, в иноческом постриге Неофита. Обитель неоднократно переживала времена расцвета и упадка. Но неизменно сияла здесь чудотворная икона Божией Матери, написанная по благословению основателя. Предположительно, это список с чтимой иконы, находившейся в Александрии [2]. Позже она стала известна как «Скоропослушница».

Дар мон Дохиар РДМ

Икона Божией Матери «Скоропослушница». Дар монастыря Дохиар Русской духовной миссии в Иерусалиме. 1938 г.

Святыня представляет собой образ, относящийся к типу «Одигитрии» – Путеводительницы. Сам Христос сказал о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин 14,6), а Матерь Божия ведет нас по этому пути. Жизнь христианина – это путь из тьмы в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница – Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она – мост для нас на пути к Нему[3].

Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом. Фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток – символ Евангелия и Его миссии в мире.

В жесте Богородицы, указующем на Младенца, ключ к этому образу. Матерь Божия ориентирует нас духовно, направляя ко Христу. Она несет наши молитвы к Нему, ходатайствует за нас перед Ним, сохраняет нас на пути к Сыну. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас [4]. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и на Руси. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

Так, по преданию, евангелистом Лукой была написана самая первая Одигитрия, привезенная из Святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века. Она находилась во Влахернском храме Константинополя и потому называлась Влахернской. Более поздние источники говорят о том, что в IX веке эта икона была в монастыре Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название [5]. Икона стала охранительницей Константинополя. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели совершался крестный ход с чудотворным образом по всему городу.

Чудо в Дохиаре

Икона, прославившаяся как «Скоропослушница» (Γοργοεπήκοος), находилась у входа в трапезную монастыря Дохиар. Возможно, это была фреска, написанная в нише наружной стены перед входом в трапезную [6]. Богородица изображена здесь с Младенцем на левой руке. Правая Его ножка подвернута под левую, так что видна стопа.

Панагия Горгоэпикоос

Древний чудотворный образ Панагии Горгоэпикоос (Скоропослушницы). Мон. Дохиар.

В 1664 году в обители произошло чудо. Вот как описывает его местное предание. Мимо иконы часто ходил с послушаниями трапезарь по имени Нил. Однажды вечером, проходя с дымящейся зажженной лучиной, он услышал голос: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Трапезарь вначале испугался, но потом решил, что эти слова произнес кто-то из братии, и вскоре обо всем забыл.

В один из вечеров ему вновь послышался голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» При этих словах Нил ослеп. В ужасе он упал перед иконой и всю ночь, до прихода братии, молил Пречистую о прощении. Иноки, узнав о случившемся, так же в страхе припали к иконе. Затеплили пред ней неугасимую лампаду, а новому трапезарю повелели каждый вечер возжигать фимиам и кадить перед образом.

Нил же в надежде на великое милосердие Богородицы решил не отходить от иконы пока не получит прощение. Усердная молитва вскоре была услышана. Однажды он стоял на коленях перед иконой и услышал знакомый голос: «Нил! Ты прощен, зрение снова дается твоим очам. Когда получишь от Меня эту милость, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита обители. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого. С этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею. Скорую всем притекающим к ней буду являть милость».

Весть о прозрении Нила облетела все обители Афона. К чудотворному образу стали приходить иноки из других монастырей, чтобы поблагодарить Пречистую за Ее попечение о Святой Горе. Было установлено особое чествование святыни. Проход в трапезную со стороны, где находилась икона, был закрыт, а место вокруг чудотворного образа огорожено и благолепно убрано. С правой стороны от иконы был построен храм в честь «Скоропослушницы».

Скоропослушница. Дохиар

Лампады перед «Скоропослушницей» в мон. Дохиар. Серебряная с золочением риза – дар русского купца в 1873 г.

По решению братии из их числа стал избираться иеромонах (просмонарий), который неотлучно пребывал возле иконы, утром и вечером совершал молебные пения и следил за лампадой. И доныне по вторникам и четвергам братия монастыря Дохиар после вечернего богослужения собираются в трапезной у чудотворного образа и нараспев поют умилительный канон Божией Матери (по греч. «параклис»). Священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира. Перед иконою теплится двадцать лампад, из них шесть неугасимых. Все они пожертвованы христианами в разное время в память о совершившихся чудотворениях [7].

Почитание иконы на Руси

«Скоропослушницу» особо почитают и на Руси. Известно множество списков с афонской иконы, которые появились у нас во второй половине XIX века. Одним из первых прославился образ из Свято-Троицкого Лютикова мужского монастыря в Калужской губернии, в шести верстах от Перемышля. В 1872 году уроженец этой местности крестьянин Александр Фролов, подвизавшийся в афонском монастыре Руссик, прислал список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» со Святой Горы. В праздник Живоначальной Троицы икона была перенесена в Лютиков монастырь, и в тот же день от нее совершилось несколько исцелений.

Крестный ход. Шаркан

Ежегодный крестный ход с иконой Божией Матери «Скоропослушница» в селе Шаркан Ижевской епархии.

В древнем городе Муроме чудотворила икона, написанная в 1878 году на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Прославленные списки «Скоропослушницы» находились также в Троицком Козмо-Демьянском женском монастыре в Казанской губернии и в монастыре селения Шаркан Ижевской епархии. Шарканский список существует и поныне, ежегодно с ним совершается крестный ход на Успение.

В Москве почитался список «Скоропослушницы», принесенный с Афона в 1887 году. Икона находилась в Афонской часовне в честь вмч. Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города. Перед ней постоянно служились молебны с акафистом, совершалось много исцелений, особенно от припадков падучей болезни.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Первый в России храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» на Ходынском поле. 1901-1902 гг.

В 1901-1902 гг. на Ходынском поле в Москве был построен первый в России храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». На освящение 1 августа 1902 г. прибыли генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. На Ходынском поле располагались летние лагеря и госпитали юнкеров. Юнкера и офицеры стали первыми прихожанами храма. В 20-е годы прошлого века храм был закрыт и возвращен Церкви только спустя семьдесят лет. С 1992 года здесь возобновились богослужения.

В 1938 году обитель Дохиар поднесла в дар Русской духовной миссии в Иерусалиме список с чудотворного образа, также прославившийся многими исцелениями. Известны чудотворные и почитаемые списки «Скоропослушницы» в Москве – в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья, в Архангельске – в храме во имя святого Мартина Исповедника, в Санкт-Петербурге и на Урале. Все они, как правило, выполнены на Афоне в последней четверти – конце XIX века в реалистической манере, очень искусно. Богородица изображается на них с короной на главе. На Руси с афонских икон делались списки уже местными мастерами. Именно такой образ пребывает у нас в верхнем храме на одном из подкупольных столбов.

Невский образ Божией Матери «Скоропослушницы»

Невская Скоропослушниц

Невская «Скоропослушница». 80-е гг. XIX в.

Одна из наиболее почитаемых в России икон «Скоропослушницы» находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Написана она в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 80-е годы XIX века. Икона стала вкладом Великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Николо-Барградский храм на углу улиц Мытнинской и 2-й Рождественской в Петербурге. Здесь святой образ пребывал до 1932 года, когда церковь была уничтожена.

По своей иконографии эта икона отличается от известного Афонского образа. Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей большого размера, словно символизирующей Божественную помощь. Неизвестно, с чем связано такое изменение иконографии. Возможно, это было пожелание самих царственных заказчиков. Однако, как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Подобный тип не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей».

Очень скоро икона прославилась чудотворениями и стала весьма почитаться петербуржцами. Она стала и особо почитаемой моленной иконой Царского Дома Романовых. Царственные мученики возносили к ней молитвы до последних дней своей жизни. Государыня Императрица Александра Федоровна писала А.А. Вырубовой в декабре 1917 года, находясь в тобольской ссылке: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»; ужасно люблю Ея чудный лик».

До 1958 года икона находилась в Князь-Владимирском соборе, где к ней с горячими мольбами обращались жители города в блокадное лихолетье. Для Санкт-Петербурга «Невская Скоропослушница» стала хранительницей наряду с такими чтимыми иконами Божией Матери как Казанская, Царскосельская и Скорбященская с грошиками [8].

«Скоропослушница» в Челябинске

Скоропослушница. Симеоновский собор

«Скоропослушница» из Свято-Симеоновского кафедрального собора Челябинска. Кон. XIX в..

Особо почитаемый в челябинском Свято-Симеоновском кафедральном соборе образ Богородицы «Скоропослушницы» появился здесь в сороковые годы XX века. Это дар монахинь челябинского Одигитриевского женского монастыря, закрытого в двадцатые годы прошлого века и недавно с Божией помощью восстановленного.

Монахиня Анна (Чипышева) и послушница Анастасия Балакина с 1940 года несли послушание в храме. Прислуживали в крестильном отделении и, продолжая монастырское послушание, занимались шитьем. Неизвестно, как появился у них этот образ, занимающий особое место среди икон Симеоновского собора. Написан он в конце XIX века на Афоне «как благословение. Св. Афонской Горы от обители Благовещения Пресвятыя Богородицы настоятеля сх. Парфения Х. Г.», о чем свидетельствует сохранившаяся на иконе надпись.

Монах-иконописец, автор иконы, обладал большим мастерством. С помощью тонких многослойных лессировок он создал кроткий, исполненный милосердия, мира и внутренней тишины образ Богородицы, держащей Своего Сына [9]. Спокоен и строг лик благословляющего Младенца Христа – Премудрости Отчей. Взгляд Его синих глаз устремлен на молящегося, а через него – на весь человеческий род, на все творение и дальше – в вечность…

Храм в Верхней Санарке

«Скоропослушнице» посвящены русские православные соборы в Роттердаме (Голландия) и в столице Эстонии. В Ее честь строятся храмы в Центральной России и на Урале. В Пластовском районе Челябинской области есть небольшое село Верхняя Санарка, когда-то полностью состоявшее из казаков. Главная его достопримечательность, ради которой многие сюда заезжают, – деревянная церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушницы».

Храм в Верхн. Санарке

Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в селе Верхняя Санарка. 2002-2004 гг.

Храм был открыт на престольный праздник 22 ноября 2004 года. Построенный в традициях древнерусского деревянного зодчества, 37-ми метров в высоту, он хорошо виден с трассы. Великое освящение было совершено 4 июля 2005 года собором архиереев: митрополитом Калужским и Боровским Климентом (c 1990), митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом (1997-2011, ныне на покое), архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием (1999-2011, ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский), архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном (с 1990, ныне митрополит).

Построена церковь в родном селе губернатора П.И. Сумина (1996-2010) по инициативе его супруги Ольги Ильиничны. Средства на строительство пожертвовали рядовые южноуральцы и крупные предприниматели Челябинска, Магнитогорска и Пласта. Вначале планировалось, что храм будет каменным, но разработчик проекта архитектурная мастерская Московской патриархии рекомендовала использовать дерево, традиционное для российской глубинки. Над внутренним убранством трудились художники мастерской народных промыслов из Златоуста. Главный храмовый образ написан на Афоне.

Скоропослушница. Верхняя Санарка

Храмовый образ «Скоропослушницы» в Верхней Санарке. Точная копия чудотворной иконы в мон. Дохиар.

Неповторимый облик придают храму 15 глав, создающие эффект многоярусности, и террасы, напоминающие старинные княжеские терема. В техническом отношении это очень сложная конструкция. Высотный сруб выполнен «без единого гвоздя» (использовались деревянные скрепы), поэтому амплитуда раскачивания верхнего купола достигала поначалу 80 сантиметров. Понадобилась система противовесов, как у Останкинской башни, после чего купол обрел желаемую прочность.

И по сей день на Афоне, в России и в русском рассеянии служатся перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» молебны, поются акафисты. Ей посвящаются храмы и монастыри. Через Свою святую икону Матерь Божия совершает многие исцеления. Слепым дарует зрение, поднимает расслабленных, особо помогает при падучей болезни и бесновании. Многих верующих Она избавляла от кораблекрушений и освобождала от плена. Перед образом «Скоропослушницы» особенно молятся о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить и о чем просить.

Да спасет Пресвятая Владычица Своих чад от всех бед и зол, да подаст исцеление и духовное прозрение! Да явит всем притекающим к Ней скорую милость.…

Молитвы

Тропарь, глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах, и ко святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся, Тебе бо раби Твои в нуждах готовую Помощницу имамы.

Кондак, глас 8

В море житейстем обуреваемии, треволнению подпадаем страстей и искушений. Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Молитва Божией Матери перед Ее иконой «Скоропослушница»

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Своему. Умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице: Ты бо благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающе всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь.
____________________________

1. Дмитриева, Н. В. Икона Божией Матери «Скоропослушница» // О Тебе радуется! – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
2. Васильева, А.В. Икона Божией Матери «Скоропослушница». [Электронный ресурс]. Адрес: https://www.portal-slovo.ru/art/443/
3. Языкова, И.К. Образ Богородицы в русской иконографии // Со-творение образа. Богословие иконы. – М.: Изд-во ББИ, 2012. – С. 155.
4. Там же.
5. «Одигитрия» от греч. Οδηγήτρια – указующая путь, Путеводительница. По одной из версий, название восходит к одноименному монастырю в Константинополе, где находился образ. В монастыре был святой источник, на котором исцелялись слепые. Монахи провожали их до источника и заботились о них, поэтому монастырь назывался Одегон, в пер. с греч. – «проводник, путеводитель». См.: Конрад Онаш, Аннемария Шнипер. Иконы Богоматери // Иконы: Чудо духовного преображения. – М.: Изд-во Интербук-бизнес, 2001. – С. 161.
6. Дмитриева, Н. В. Указ. соч.
7. Васильева, А.В. Указ. соч.
8. Там же.
9. Шумакова, М.П. Святыни храма // Храм святого Симеона. – Челябинск: Издание Свято-Симеоновского кафедрального собора, 2008. – С. 147.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
2 874
все новости
В начало страницыВ начало страницы