+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Христос есть Пасха наша. Пасхальное интервью протоиерея Ярослава Иванова

Дата публикации: 09.05.2016

Протоиерей Ярослав Иванов: Церковь Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа можно сравнить с брачным чертогом

JElgG8wLOB0Братья и сестры, вот и завершилась Светлая седмица, Православная Церковь отпраздновала Фомину неделю. Но, как известно, попразднство Пасхи продолжается. Поэтому в этот необыкновенно радостный период нашей редакции показалось уместным поговорить о величайшем из церковных праздников с нашим настоятелем, отцом Ярославом Ивановым. Мы обсудили с батюшкой то, как прошел Великий Пост на нашем приходе, исследовали историю праздника Пасхи, поговорили о традициях крестных ходов и ее связи с богослужебной практикой в период Светлой седмицы, а также коснулись многих других духовных вопросов.

— Христос воскресе! 

— Воистину воскресе!

— Закончился Великий пост, каким он был на сей раз для Вас, для нашего прихода?

— Великий Пост был как обычно нелегким, трудно переживался. Трудным он был, прежде всего, потому, что в это время возникает множество вопросов, помимо самого Поста. Вопросов трудовых, вопросов, связанных со стройкой, с хлопотностью, с суетностью. Все их необходимо решать — безусловно, но я понимаю, что в этом случае мы выступаем солидарно с людьми, которые постятся и пытаются в этой жизни ещё что-то сделать. Вопрос ещё в том, что и куда мы вносим. Либо мы мирскую суету вносим в храм, в приходскую жизнь. Либо мы храмовую жизнь, устав, благоговение, мир, устроение – словом, весь ее чин вносим в жизнь свою. И важно научиться тому, чтобы храм становился для нас источником чистой жизни. Но у нас бывает и так, что нас захватывает мирская суета. В том числе и у нас на приходе, когда мы занимаемся стройкой — эти вопросы нужно решать быстро, решать волевым решением. Очень много сил на это тратится, утрачивается, прежде всего, духовная предрасположенность к молитвенности, а также душевный мир. Но опять же, благодаря молитве и богослужению можно этот мир восстанавливать. Но это трудно. И в этом заключается наша борьба. За этот период перехода из зимы в весну, мы производим очень много работы по строительству храма, хотя мы строим в течение всей зимы, в течение круглого года. Так или иначе многое оттаивает, начинается работа с коммуникациями. Слава Богу за то, что и все мы оттаяли, за то, что наступает весна духовная. Всех Вас с весной!

— Из последних слышанных в храме богослужебных текстов возникает вопрос: какова связь между воспоминаемой Церковью Ветхозаветной Пасхой и Воскресением Христовым?

— Христос есть Пасха наша, как сказал апостол Павел (1Кор.5:7). Смерть проходит мимо — как и в Ветхом Завете. Мессия нас возрождает, проводит мимо нас смерть, преодолевая ее при этом. Как смерть есть оброк греха, так и Христос есть наше душевное воскрешение, преодоление греха и всеобъемлющее обновление. Также мы можем вспомнить прообраз Агнца — то, что ветхозаветный агнец был приносим в качестве жертвы. Его вкушают иудеи в память освобождения от египетского рабства. Христос раскрыл этот прообраз  через приношение Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого. Поэтому мы готовим агничную просфору для каждой литургии. Кулич также обозначает это жертвоприношение, рождающее новую жизнь. Здесь есть над чем поразмышлять. Если мы также вспомним ветхозаветную пасхальную трапезу, на которой агнца ели вместе с горькими травами и пресными хлебами, то мы убедимся в том, что в новозаветное время эта символика была преобразована в соответствии с обновленными богословскими смыслами. Христос  в одной из своих притч (Мф. 13:33, Лк. 13: 20-21) использует образ закваски, говоря о зарождении и росте Царствия небесного внутри нас. И поныне квасной хлеб, который мы используем как артос, указывает на то, что малая доля закваски в тесте может полностью преобразовать его. Так происходит и в нашей жизни – мы делаем на встречу Богу один шаг, а Он в ответ делает тысячу шагов. Христос имеет характерную особенность. Он как горчичное зерно — при благоприятных условиях прорастает в нашей душе. Наша задача подготовить Ему почву, при этом борясь с сорняками страстей, отбрасывая камни, всегда поддерживать ее в подобающем состоянии, чтобы Христос пожелал в нашей душе прорасти. Также мне хотелось бы отметить, что Ветхий Завет целиком и полностью представляет собой прообраз. Он предживописует Христа. Красной нитью в священной истории прообразовательно готовится приход Мессии. А Спаситель раскрывает и наполняет Ветхий Завет, является его завершением и исполнением. Если бы Иисус не пришел, не воплотился, то Закон не смог бы нас спасти. Апостол Павел сказал, что Закон был для людей всего лишь детоводителем ко Христу (Гал.3:24), а спасти человечество мог только один Бог, что и свершилось через пришествие в мир Сына Божьего. Но в то же время в дни Четыредесятницы особое внимание уделяется Святой Церковью богослужебному чтению Ветхого Завета. К примеру, книга Псалтири прочитывается дважды за седмицу. Во многие дни Поста вместо евангельских зачал читаются отрывки из книг Бытия, Премудрости Соломоновой и пророка Исайи. На Страстной седмице читается также книга Исхода, воспоминаются страдания Иова Многострадального и Иосифа Праведного. Вообще святой Иосиф служит прообразом Спасителя: он воплощен в его страданиях, дошедших до продажи в рабство. По сути Христос тоже продает Самого Себя, искупая человечество. Словом, Иосиф жертвовал собой для спасения своих братьев, простив их за предательство, а Сын Божий поступил так для спасения каждого из нас, оставив нам все наши беззакония, в которых мы раскаялись.

— Нам хотелось бы услышать рассказ о традициях пасхального крестного хода. Из какой эпохи они происходят? Как изменялись они с течением времени?

— Часто формирование традиции крестных ходов относят к IV веку. Как известно, в это время архиепископ Иоанн, прозванный в народе Златоустом, прибыл в Константинополь и увидел безнравственность и оскудение веры в среде столичного духовенства. Именно тогда святитель решил проводить практически все богослужения как бдения с крестными ходами, которые понравились всем простым людям — не только в столице, но и в ее окрестностях. Но из более ранних прообразов крестных ходов мне вспоминается скорбное и молитвенное шествие жен-мироносиц к Гробу Господню, к месту, где воскрес Мессия. Этот момент до сих пор изображается пасхальным крестным ходом: после него мы встаем перед закрытыми вратами храма, в первый раз поем тропарь «Христос воскресе» и только тогда двери отверзаются и мы входим в храм Божий, созерцая открытый алтарь как образ Гроба Господня. После Новозаветной Пасхи весь мир открыт для поклонения нашему Господу в духе и истине. Поэтому появилась столь тонкая традиция, позволяющая прочувствовать радость Воскресения Иисуса Христа так, как ее могли ощутить жены-мироносицы. Но общецерковная традиция крестных ходов сформировалась, как было сказано ранее, только в IV веке. Движение к этому усилилось после Миланского эдикта, прекратившего гонения на христиан, Церковь перестала бояться действовать открыто. А раньше, во время мучеников и исповедников, о крестных ходах никто не мог помыслить: ведь даже празднование Рождества Христова было общецерковно закреплено на 25 декабря только в этом столетии.

Христос есть Пасха наша. Пасхальное интервью протоиерея Ярослава Иванова

— В празднике Воскресения Сына Божьего верующий человек прежде всего видит образ будущего века. Как он изображается в Священном Писании и Предании Церкви?

В первую очередь нужно сказать, что эта жизнь связана с лицезрением славы Божьей – той самой, которая нисходила на Иерусалимский храм в Ветхом Завете. Апостол Павел говорит о том, что Царствие Божье не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17). Пришествие этого Царства возвестил еще пророк Иезекииль (Иез.37:1-14). Господь говорит нам: Царствие Божье внутрь вас есть (Лк.17:21). Уникальность православной веры заключается в том, что мы обретаем через нее предвосхищение рая здесь и сейчас. К слову, здесь неуместны распространенные отговорки молодежи о том, что обращение к Богу для них возможно только в старости. Бог сообщает нам Свою благодать здесь и сейчас. А в старости у нас не прибавляется ни ресурсов, ни способностей, ни сил, ни ума для полноты жизни во Христе. Хочу подчеркнуть, что основа нашей веры в жизнь будущего века – это возможность ощутить в таинствах Церкви, что Господь распялся и воскрес ради каждого из нас. Жизнь будущего века — это восприятие небесной славы, полноты благодати Божией, наследником которой становится человек благодаря искупительному подвигу Христа. То есть каждый из верующих в нашего Господа может иметь то, что в Боге есть по природе: изобилие благ, вечную жизнь и любовь. К слову, наши святые воплотили в своей жизни Царствие Божье. Некоторые из них (например, преподобные Серафим Саровский и Паисий Святогорец) вымаливали у Господа возможность почувствовать нуждавшимся в укреплении веры ученикам благодать. Обычно Всевышний дает пребывать в полноте любви Божией только особенно потрудившимся для этого. Также мне хотелось бы привести еще один подобный пример: каким образом Сын Божий дал возможность женам-мироносицам приобщиться к радости Воскресения Христова. Они были удостоены этой чести первыми на земле, поскольку они были подобны честно и бескорыстно славящим Господа детям у врат Иерусалима. Жены-мироносицы шли к нему скорее не умом, а сердцем. После своего обращения они служили Христу, обеспечивая Его проповедь на земле, сопровождая Его на протяжении всего периода общественного служения. Также сами они всегда являлись благодарными слушателями Слова Божьего. Апостолы же понимали божественные тайны через свои трезвенные умы. Между прочим, вспоминая уверение апостолов в свершившемся Воскресении Господнем, важно упомянуть о том, как Господь милосердно развеял сомнения апостола Фомы по поводу него, показав ему следы Распятия на Своем Пречистом Теле, увещевая его: не буди неверен, но верен (Ин.20:27). Подытожим: только в объединении вышеописанных путей богопознания открывается возможность достаточного и необходимого для нас познания учения Господа нашего Иисуса Христа о жизни будущего века.

— Какой была Христова Церковь от Воскресения до Вознесения Иисуса Христа, а также в первые годы после Пятидесятницы?

— Это состояние первохристианской общины в сорока дней после Пасхи можно сравнить с состоянием брачного чертога: в это время друзья Жениха пребывают с Ним. Апостолы имеют рядом с собой цель и смысл всего своего существования. Они постигают любовь и Божий мир. Сегодня мы только стремимся к этому познанию, а для них в этот период эти блага стали данностью, они отразились в их повседневной жизни. Здесь нужно выделить, что Господь создал Свою Церковь как Тело через Евхаристию, а Пятидесятница его одухотворила. По словам святителя Феофана Затворника, по церковному телу побежала кровь, неся в себе истинную жизнь, наполненную Духом Святым.  Апостолы не пошли на широкую проповедь до Пятидесятницы, они пошли проповедывать Евангелие всем народам только после того, как Святой Дух начал благовествовать через них. Только через действие Божие в их душах они стали способными вдохновлять других людей на то, чтобы они уверовали в Воскресшего Господа. Ведь Церковь строит Дух, а человек только способствует Ему в этом.

— Многие люди, которые не ходят в церковь и не считают воцерковление необходимым для себя, приходят в храм в пасхальную ночь.  Как им объяснить смысл праздника Пасхи?

— Никто лучше не изъяснит смысл праздника Пасхи, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст в своем “Огласительном слове”. Что касается истолкования нами этого вопроса… Господь пришел ко всем людям. Многие из нас, стоящих сейчас в храме, когда-то пришли туда в первый раз только на Пасху. Следует осознать то,что Христос ради каждого из нас распят,  воскрес — все ради того, чтобы каждый человек имел возможность изменить свою жизнь. Пасха — это именно тот призыв Божий, который и нужен кому-то для того, чтобы он свою жизнь исправил. Наверное, нужно быть благодарным Господу Богу. И, по сути, когда Господь зовёт, нужно уметь откликаться на Его призыв и помогать другим в этом. Пусть для тех, кто пришел первый раз на Пасху в Церковь, эта мысль будет, как знаковая мысль о том, а что я дальше буду делать — как сохранить эту радость… Словом, ищущим веры необходимо пустить Господа нашего Иисуса Христа в свою жизнь.

0IPhjLpgDzM

— Какой была самая запомнившаяся Вам Пасха?

— Самая запомнившаяся Пасха-это когда мне Владыка Феофан сказал за один день до Пасхи о том, что я буду вести прямую трансляцию по телевидению, то есть комментировать полностью все пасхальное богослужение. При всем при том, это была первая Пасха архиепископа Феофана на челябинской земле. Я не видел, как он служит в этот праздник, воспринятые им обычаи пасхальной службы, поэтому готовился к этому послушанию, к этому богослужению, буквально на  коленке собирая материал. В итоге это была, конечно, Пасха… Ну очень тяжелая. Я не могу ее никогда забыть. Поэтому не хотелось бы пожелать священникам вместо того, чтобы совершить праздничное богослужение, произносить комментарии во время прямой трансляции пасхального богослужения. Разумеется, я служил потом — уже утром, но это было уже состояние полностью выжатого человека, который даже говорить членораздельно с трудом может. Несмотря ни на что, у меня сохранилось по-своему радостное настроение. Но ведь и любая Пасха несет в себе это чувство. А вот запомнился мне, именно в таком смысле, в каком не хотелось проводить праздник — это день этого Светлого Христова Воскресения.

— Теперь гастрономический вопрос. Какие блюда в Вашей семье обычно подают на Пасху?

— Собственно в день праздника — пасха из творога. Она всегда необыкновенно вкусная получается. А так традиционно на Светлой седмице едим самое простое — говяжий бульон. Питаемся дома легко, так как кушаем, в основном, в храме, поскольку пребываем в эти дни всегда там. Для нас праздник Пасхи перешел из семейного в храмовый.

Христос есть Пасха наша. Пасхальное интервью протоиерея Ярослава Иванова

— Спаси Господи. В заключение нам хотелось бы передать Ваши пасхальные пожелания пастве. Чего бы Вы хотели пожелать нам в этом году?

— Я всегда желаю (и искренне считаю это очень важным) ощутить радость Христова Воскресения и свободу, которую даёт нам этот праздник. Свободу от греха, свободу радоваться — такое право радоваться, которое нас окрыляет, делает не беспечными, но в духовном плане выше восходящими в каких-то обстоятельствах жизни. Именно этого состояния парения над суетою века сего, соединенное с радостью о Боге, Воскресшем Христе, я хотел бы пожелать всем.

Беседовал Кирилл Белоусов

Фото Максима Бурковского

Приложение: Пасхальное интервью для читателей портала ПМД74

 


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
2 472
В начало страницыВ начало страницы